Ви є тут

Міжнародне економічне співробітництво України і Королівства Марокко: проблеми та перспективи.

Автор: 
Гасім Салах
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000009
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ
УКРАИНОЙ И КОРОЛЕВСТВОМ МАРОККО
2.1. Нормативно-правовое обеспечение экономического сотрудничества между
Украиной и Королевством Марокко
Основываясь на историческом анализе социально-экономического развития Украины,
можно сказать, что украино-марокканские экономические отношения существовали
еще до обретения ею независимости. Это утверждение следует из того, что,
являясь одной из ведущих республик СССР, Украина была вовлечена в процесс
экономического сотрудничества с Марокко. Стабильность и эффективность этого
процесса обеспечивалась нормативно-правовой базой, которую составляли договора
и соглашения, подписанные между СССР и Марокко, продолжающие свое действие и до
настоящего времени.
После обретения Украиной независимости и установления в последние годи
дипломатических отношений были сделаны первые шаги в вопросе урегулирования и
сохранения сотрудничества между Королевством Марокко и Украиной, которые
заключались в подписание двух важных исторических соглашений между
правительствам двух стран 24 декабря 2001 в городе Рабате. Оба соглашения были
подписаны министром иностранных дел господином Анатолием Зленко и министром
иностранных дел и сотрудничества Королевства Марокко господином Мохаммедом
Бенаисса [109, 19].
Торговое Соглашение между Правительством Украины и Правительством Королевства
Марокко (Соглашение ратифицировано Законом Украины N 108-IV (108-15 ) от
11.07.2002;
Соглашение между Правительством Украины и Правительством Королевства Марокко о
привлечении и взаимной защите инвестиций (Соглашение ратифицировано Законом
Украины N 109-IV (109-15) от 11.07.2002);
Изучая вопрос нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности между
Королевством Марокко и Украиной, необходимо раскрыть понятие «международное
соглашение» (или «международный договор») и определить роль международных
соглашение во внешнеэкономических связях. Термин "договор" имеет различные
толкования. В данном исследовании используется толкование термина, приведенное
в Венской Конвенции о праве международных договоров 1969г. В соответствии с п.1
пп.(а) Конвенции "договор" означает «…международное соглашение, заключенное
между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом,
независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух
или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его
конкретного наименования» [58, 64].
Международные договора (соглашения) являются нормативно-правовой базой
внешнеэкономических связей стран, в частности Украины и Королевства Марокко, с
целью осуществления внешнеэкономической деятельности.
Необходимо сделать акцент на различии понятий «внешнеэкономические связи» (ВЭС
) и «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД). ВЭС, по мнению многих авторов и
по определению А.П.Голикова, представляет собой направления форм, методов и
средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества,
валютного-финансовых и кредитных отношений государства с зарубежными странами
[99,45]. При этом ВЭД представляет совокупность производственно-хозяйственных,
организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспорто- и
импортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической
стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера [75, 19 ].
Таким образом, в международных экономических отношений различают
внешнеэкономические связи и внешнеэкономическую деятельность. Как указывает
В.В.Покровская «…ВЭД, в отличие от ВЭС (внешнеэкономических связей),
осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций,
предприятий, объединений и частных (физических) лица - участников ВЭД.) с
полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера,
номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в
определений цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является
частью их производственно-коммерческой деятельности, как с внутренними, так и с
зарубежными партнерами» [75, 19].
Подписанные между Украиной и Марокко международные договора представляют собой
значительное достижение в двусторонних отношениях, так как они призваны
преодолеть основные противоречия, которые могут возникнуть при осуществлении
внешнеэкономической деятельности.
Соглашения между Правительствами Украины и Королевства Марокко также были
заключены в соответствии с законодательством договаривающихся стран и, являясь
нормативно-правовой базой внешнеэкономической деятельности, фиксируют правовые
особенности внешнеэкономических связей двух стран.
Торговое соглашение состоит из 13 статей.
В первой статье стороны договорились о предоставлении друг другу режима
наибольшего благоприятствования касательно таможенных сборов, налогов и других
взысканий, таких как таможенных формальности, касающиеся экспорта и импорта
товаров и услуг договорных сторон. Очевидна практическая значимость данного
пункта соглашения, поскольку именно налоговые и таможенные барьеры, как
правило, не стимулируют потенциально готовых к сотрудничеству субъектов ВЭД к
осуществлению внешнеэкономической деятельности.
При этом во второй статье сделана оговорка, позволяющая Договаривающимся
Сторонам обеспечивать особые преимущества и преференции соседним и сопредельным
странам для облегчения пограничной торговли, другим странам в рамках соглашений
с целью экономической интеграции, а также преимущества вытекающие из
таможенного союза или зоны свободной торговли, в которой одна из Сторон
является или может стать членом.
Согласно статье 3 каждая с