Ви є тут

Екологічна свідомість як умова становлення екологічного суспільства

Автор: 
Варго Олександра Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U001321
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Элементы экологического сознания в доиндустриальных цивилизациях
Современное развитие требует нового осмысления фундаментальных проблем бытия
общества и его взаимодействия с природой, коренного изменения всего комплекса
мировоззренческих представлений людей.
Если обратиться к истории, то окажется, что каждый шаг по пути цивилизации
сопровождался шагом назад в области сохранения природы. Ставший классическим
пример свидетельствует, что изобретение метательных орудий привело к полному
уничтожению крупных животных и создало предпосылки к неолитической революции.
Причем существует тенденция к ускорению, и каждый шаг вперед по пути развития
цивилизации сопровождается все большими нагрузками на природную среду. То есть,
можно сказать, что удовлетворение растущих потребностей общества стоит все
дороже. Историко-философский подход к исследованию экологического сознания
позволяет показать, что каждый этап становления общества наряду с определенным
уровнем развития производства и соответствующей формой общественных отношений
характеризуется господствующей формой мировоззрения. И одно из главных мест в
системе мировоззренческих взглядов занимает взаимоотношение общества с
природой. Духовно-практическая деятельность по преобразованию природного и
социального мира отражается в сознании людей, и на этой основе формируется их
отношение к окружающей среде. В свою очередь, господствующее мировоззрение
оказывает обратное влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
На развитие экологического сознания (в начале – его элементов) в разные
исторические эпохи наряду с мировоззрением влияли социальные и социокультурные
факторы. Прослеживая изменения, внесенные в экологическое сознание общества
различными эпохами, можно понять корни нашего современного конфликта с
окружающей средой.
Взаимодействие первобытных людей с природой было обусловлено, с одной стороны,
расширением ареала их начального обитания, с другой – развитием орудий и других
средств деятельности, особенно с переходом от присваивающего типа хозяйства
(собирательство и охота), к производящему (земледелие и скотоводство). Такой
переход начался 7-8 тысяч лет до н. э. и получил название неолитический
революции. К тому времени почти вся ойкумена была заселена [132].
Первичное взаимодействие с природой первобытного человека современными учеными
оценивается неоднозначно. Распространено представление о том, что на стадии
присваивающего хозяйства, то есть охоты и собирательства, человек был
прирожденным экофилом и достаточно сознательно поддерживал экологическое
равновесие в природе. По Леви-Брюлю природа, окружающая определенное племя,
фигурировала в его представлении не как система объектов или явлений,
управляемых определенными логическими законами, а как подвижная совокупность
мистических взаимодействий [110, с.145]. Но это не всегда верно.
«Экологическое» поведение древних людей представляется скорее исключением, чем
правилом. Так, загонная охота приводила к масштабному истреблению животных. Об
этом свидетельствует, например, обнаруженная археологами стоянка охотников на
лошадей, живших около 20 тыс. лет назад у села Солютре в современной Франции.
По обширной массе костей подсчитано, что здесь было истреблено около 100 тыс.
животных [132, с.21]. Существуют предположения, что многие виды животных,
обитавших в палеолите и мезолите, были полностью истреблены человеком. Пожары,
устраиваемые по неосторожности или во время охоты, приводили к изменению
растительного покрова ? влажные тропические и более сухие субтропические леса
замещались кустарниковыми порослями, саваннами и степями с соответствующим
изменением всех структур биогенезов. Некоторые авторы считают, что африканские
саваны, а также многие ландшафты Австралии и Тасмании имеют пирогенное
происхождение [132, с.98]. Таким образом, нельзя дать однозначной оценки, был
ли древний человек прирожденным «экофилом» или конфликты с природой возникли
вместе с появлением человека.
Неразрывная связь человека с природой отражена в мифах и религиозных
верованиях. На первых этапах взаимодействия с природой человек ощущал себя не
особенным феноменом природы, а лишь одним из ее проявлений. Это можно
рассматривать как духовное выражение определенного уровня развития первобытного
общества. В то время люди находились на стадии собирательства и охоты и,
следовательно, полностью зависели от природы. В своем мышлении первобытные
народы были ближе к природе за счет мистических связей с ней, они целостно
воспринимали мир, а себя как часть мира. Таким образом, элементы экологического
сознания в первобытном обществе можно охарактеризовать как мифологические,
характерной чертой которых являлась потребность «помещать» абстрактные духовные
сущности в конкретные человеческие оболочки. В первобытных представлениях
находит развитие анимизм, который выражается в одушевлении неживой природы
[176].
Каждый народ прошел через эпоху язычества. И у каждого народа, народности и
племени – эскимосов и славян, индейцев и папуасов, древних египтян и римлян –
можно найти признаки, объединяющие разные верования. По свидетельству
сохранившихся исторических материалов, археологических находок, этнографических
исследований, большинство этих верований касались отношений с природой. Древние
обожествляли природу, почитали животных, поклонялись рощам, деревьям, священным
камням. И это неудивительно, ведь все, что их окружало, и было природой.
Позднее наука назовет эти верования и предписания колдовством, магией,
тотемизмом и прочее. Но это также м