Ви є тут

Психологічні особливості особистісного розвитку студентів різних спеціальностей у навчальному процесі вищого навчального закладу

Автор: 
Фальова Олена Євгенівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U001694
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
2.1. Структура и процедуры экспериментального исследования.
Проведенные исследования на уровне теоретического осмысления проблемы изучения
динамики личностных особенностей студентов и сделанные нами выводы позволили
приступить к проведению экспериментальной работы по изучению психологических
особенностей личностного развития студентов технических и экономических
специальностей. Экспериментальное исследование проводилась в период 1999-2005
гг. со студентами и преподавателями технических и экономических специальностей.
Экспериментальной базой выступили Краматорский экономико-гуманитарный институт
(КЭГИ), Харьковский национальный университет радиоэлектроники (ХНУРЭ),
Донбасская государственная машиностроительная академия (ДГМА).
Эксперимент проводился в 3 этапа:
1. Первый этап: констатирующий эксперимент. Задачи:
изучить психологические особенности личностного развития студентов 1 (начало и
конец), 3, 4 курсов и их динамику от курса к курсу в обычных условиях обучения
в ВУЗе (без коррекционного воздействия со стороны практического психолога в
рамках психологического сопровождения);
с помощью анкетирования выявить отношение к будущей профессии, к психологии и
психологической службе у студентов;
при помощи анкетирования выявить отношение преподавателей к своей работе,
студентам и возможности организации психологического сопровождения в
техническом или экономическом ВУЗе;
определить направления работы практического психолога в рамках психологического
сопровождения, исходя из полученных результатов.
2. Второй этап: формирующий эксперимент. Задачи:
изучить психологические особенности личностного развития студентов 1 (начало и
конец), 3, 4 курсов и их динамику от курса к курсу в условиях специального
коррекционного воздействия в рамках психологического сопровождения;
разработать и апробировать программу коррекционного воздействия со стороны
практического психолога технического и экономического ВУЗа в рамках
психологического сопровождения.
Контрольный этап. Задачи: проанализировать и обобщить результаты
констатирующего и конечного этапов эксперимента, провести статистическую
обработку полученных данных.
Наше исследование предполагало изучение условно выделенных четырех блоков
личностных качеств: характерологического, мотивационного, коммуникативного и
эмоционально-волевого у студентов первого (в начале и в конце курса), третьего
и четвертого курсов двух специальностей: экономических и технических.
Психологические особенности личностного развития студентов изучались в динамике
по годам в обычных условиях вузовского обучения без какого-либо специально
организованного коррекционного воздействия со стороны практического психолога и
при воздействии практического психолога в рамках психологического сопровождения
студентов в процессе обучения в ВУЗе (рис.2.1). Поскольку личностные изменения
оказывают воздействие на успеваемость, а, следовательно, на профессиональную
подготовку, мы изучали также результаты учебной деятельности студентов в
процессе обучения в ВУЗе.
Анализ литературы по проблеме показал, что изучение психологии личности
студентов проводится в двух аспектах. 1. Личность студента и ее динамика
изучается в непосредственной связи со структурой и методами обучения. 2.
Особенности студентов рассматриваются вне непосредственной связи с процессом
обучения, как относительно независимый от него и самостоятельный объект
исследования, вне прямой связи с формами и способами обучения.

Рис. 2.1. Схема экспериментального исследования
Наше исследование проходило в рамках второго подхода. Обычно в исследованиях по
психологии студенчества применяется констатирующий метод — исследователи
описывают, что было, и что происходит от курса к курсу в обычных условиях, т.е.
без какого бы то ни было специального коррекционного воздействия со стороны
практического психолога (если же воздействие оказывается, то происходит оно
сугубо в пределах методов обучения: проблемное, развивающее и др., но не в
русле психокоррекционной работы непосредственно с психологическими
особенностями личностного развития студентов).
Воздействие в рамках психологического сопровождения, работа психологической
службы, роль практического психолога в жизни студента за редким исключением, не
исследуется, если же исследуются, то, как самостоятельный предмет изучения, без
связи с особенностями развития личности студентов. В соответствии с задачами
исследования студенты были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
Студенты обеих групп занимались в вузах по государственным программам и
обучались традиционными методами, включающими посещение лекций, практических и
семинарских занятий, прохождение производственных практик. Всем группам читался
курс психологии, предусмотренный учебной программой вуза. Со студентами из
контрольной группы никаких коррекционных занятий не проводилось.
Со студентами экспериментальной группы проводилась коррекционная работа в
рамках поуровневого психологического сопровождения студентов в период обучения
в ВУЗе до уровня бакалавра. Работа велась двумя способами: индивидуальным и
групповым в рамках четырех блоков личностных качеств и с использованием
тренингов и коррекционных занятий, адекватных цели и задачам работы (подробнее
их описание приведено ниже).
Учитывая специфику нашего исследования, мы определили наиболее оптимальный тип
психодиагностической ситуации — добровольное участие в эксперименте. Мы были
заинтересованы в получении абсолютно о