Ви є тут

Вокальний цикл у жанрово-видовій специфіці камерного співу

Автор: 
Горелік Лариса Маратівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002328
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2. Вокальный цикл в творчестве композиторов ХХ века в
его генетической обусловленности художественными открытиями
1870-1880-х годов.2.1. Циклы М. Мусоргского и К. Дебюсси в определении путей
развития камерного вокала в ХХ веке как неоромантического
стилистического качества композиции и
исполнения................................
61
2.2. Камерно-вокальный цикл в творчестве западноевропейских
композиторов ХХ века и их исполнение (на примере цикла У. Уолтона
на стихи Э.
Ситуэлл)......................................................................................
103
2.3. Камерно-вокальный цикл в музыке Украины и российского
"ближнего зарубежья" (на примере исполнительского бытия цикла
"Вечерок" В.
Гаврилина)................................................................................
118
Заключение....................................................................................................
166
Список использованной
литературы.......................................................
170
Введение
Актуальность избранной темы исследования задана вокальной практикой
профессионального певческого искусства, в котором апробация новых идей, новой
техники и опыты по аутентическому исполнению старинных композиций решаются на
базе камерного вокала. Вокальные циклы определили базисные открытия модерна и
авангарда в ХХ веке. Это "Лунный Пьеро" А. Шенберга, "Байки" И. Стравинского,
Романсы без слов С. Прокофьева, "Молоток без мастера" П. Булеза, Песни народов
мира Л. Берио. Названные и другие сочинения свидетельствуют об атрибутивности
камерно-вокального исполнительства в условиях антитрадиционалистского искусства
не менее, чем в академическом русле, продолжающем классицистские и
романтические завоевания в данном жанрово-видовом раскладе. В данной работе
делается акцент на сочинениях отечественных и зарубежных композиторов, которые
составили органику исполнительской и учебно-педагогической работы вокалистов
одесской школы и автора данного исследования, апробировавшей в концертных
выступлениях и выступлениях своих воспитанников камерно-вокальный репертуар
определенного круга имен и стилистических установок их озвучивания. Объектом
работы является искусство камерного вокала в его направленности на жанр
вокального цикла. Предметом исследования является поэтико-интонационная
уникальность решения в камерном вокальном цикле задач художественной стилистики
выражения. Целью исследования является утверждение идеи художественного бытия
жанра камерного вокального цикла в творчестве выдающихся авторов конца XIX и ХХ
ст. в полноте представления в нем особенностей камерного вокала, а также в
интерпретации вокалистами Одесской школы.
Материалами исследования выступают исполнительские решения вокальных циклов,
созданных авторами в канун ХХ века и в пределах названной эпохи (М. Мусоргский,
К. Дебюсси, У. Уолтон, Д.Шостакович, К.Цепколенко, В. Гаврилин).
Исполнительские версии запечатлевают обобщение опыта их звучания в концертных и
конкурсных условиях репрезентантов одесской вокальной школы.
Конкретные задачи работы:
1) выделение сущностных показателей специфики камерного пения, исходя из
исторического генезиса типологии вокального цикла;
2) определение типологического смысла жанра вокального цикла на пересечении
онтологического и генетического видения указанной проблематики;
3) обобщение стилевых преобразований от XIX к ХХ ст. в аспекте типологии
камерно-вокального жанра;
4) анализ вокальных циклов М.Мусоргского, К.Дебюсси в принятой концепции этого
рода жанровой типологии как "связующего звена" стилистики XIX и ХХ ст.;
5) анализ с учетом принятого подхода камерно-вокальных циклов У.Уолтона,
Д.Шостаковича, В.Гаврилина и др. как репертуарного базиса вокалистов Одессы.
Научная новизна работы определена:
1) теоретической новизной ряда характеристик типологии вокального цикла,
который концентрирует, с одной стороны, связи и отличия от оперной стилистики,
с другой – "реанимирует" традиции духовного пения и является реактивным по
отношению к популярной сфере искусства;
2) новизной концепции акцентуации исполнительской активности в типологизации
камерного пения;
3) новизной аналитического ракурса сочинений М.Мусоргского, К.Дебюсси,
Д.Шостаковича в принятой концепции понимания камерно-вокального цикла как
"пограничья" "оперной – не-оперной" стилистики;
4) впервые в отечественном музыкознании представлены анализы камерно-вокальных
произведений У.Уолтона, В.Гаврилина, К.Цепколенко;
5) впервые предметом исследования выведены художественно самодостаточные
исполнительские версии циклов указанных авторов, созданные представителями
Одесской вокальной школы.
Методологической основой работы является интонационная концепция музыки, в том
ракурсе интонационно-стилистического этимологического анализа, который находим
в трудах В. Медушевского [112, 113, 114], В. Холоповой [174, 175], Е. Чигаревой
[186], И. Барсовой [8], А.Сокола [158, 159], А. Самойленко [151, 152], Е.
Марковой [106, 107, 108] и др., в которых органично соединены позиции
музыковедческих традиций, заданных Б. Асафьевым [3], и исполнительских
установок в понимании сущностных показателей музыкально-художественного
творчества.
Практическая ценность работы задана ее исходными позициями – обобщение опыта
исполнительской деятельности в преподнесении сочинений выдающихся композиторов
прошедшего столетия, в том числе в обобщение исполнительски-концертного и
педагогического опыта автора данного исследования.
Связь исследования с научными програм