Ви є тут

Розвиток освіти у Франції протягом другої половини ХIХ ст.

Автор: 
Масльонкіна Наталія Георгіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004041
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х В.
2.1. Этапы формирования начальной школы
Современная система образования во Франции отражает многочисленные вехи ее
эволюции. Исторические корни данного процесса неотделимы от экономических,
политических, социальных факторов развития общества, от уровня развития его
науки. Изучение французского образования второй половины ХIХ в. представляет
особый интерес для развития современных образовательных систем. На протяжении
150 лет в нем можно проследить преемственность в методах, традициях,
структурах, педагогической организации. Вместе с тем, сохраняя многие черты
прошлого, оно нашло определенный консенсус с настоящим.
Ускорившееся экономическое развитие Франции на рубеже 50-60-х гг. ХIХ в.,
связанное с ростом всех отраслей капиталистического производства, вызвало
необходимость создания новых профессий, требовавших специальных знаний и
подготовки. С развитием науки и внедрением передовых технологий в различные
сферы промышленности росло число вакантных должностей, требовавших
соответствующего образования. Перед государством, стремившимся осуществить
преобразования в экономике, встала задача подъема уровня грамотности,
распространения знаний среди широких слоев населения. Однако наряду с
экономическими причинами, объясняющими заинтересованность правительства в
развитии школьного обучения, существовали и военно-политические мотивы,
связанные с реорганизацией вооруженных сил страны, в которых каждый четвертый
солдат был неграмотен [1]. В условиях подъема научно-технического прогресса,
требовавшего от солдата специальных навыков владения новейшей военной техникой,
уровень его знаний не соответствовал европейскому стандарту. Прусская армия,
победившая Францию в войне 1866 г., могла служить образцом грамотности солдат.
В общественных кругах Франции было распространенным мнение о том, что этой
победой немцы обязаны «учителю». Такую точку зрения подтверждает высказывание
общественного деятеля Ф. Шевалье: «Стать равными с передовыми народами, которые
являются ближайшими соседями Франции, или со своими соперниками, - это значит,
догнать их по уровню образования» [2]. Отсюда делались выводы о необходимости
скорейшего введения бесплатного и обязательного обучения в стране.
Действительно, к середине ХIХ века Франция по уровню образования отставала от
многих стран Европы, в Америке - от Канады и США. Об этом можно судить по
некоторым статистическим данным. Так, к 1850 г. в стране с населением в 35 млн.
человек на 9 жителей приходился один ученик, в то время как в Канаде данное
соотношение составляло 1 к 4-6 жителям, а в Дании и Саксонии соответственно - 1
к 6 [3]. Французское правительство, проявлявшее пассивность в отношении
повышения уровня народного образования, не выделяло достаточных ассигнований на
развитие начальной школы. В качестве примера мы можем взять 1864 г., когда
соответствующие государственные субсидии равнялись 6,8 млн. франков при
населении 36 млн. человек, что было в 53 раза меньше, чем ассигнования военного
ведомства [4]. В то же время Бельгия с населением в 4,5 млн. человек
расходовала на начальное образование более 3 млн. франков. Из приведенного
примера можно заключить, что во Франции на 1 человека приходилось 0,19 франка,
в то время как в Бельгии 0,67 франка, т.е. в 3,5 раза больше [5]. Здесь
необходимо сделать одну оговорку по поводу ассигнований: государственные
субсидии были не единственным источником финансирования французской начальной
школы. Материально она подпитывалась еще из средств коммун и департаментских
бюджетов. Однако в общей сложности их ассигнования были незначительны.
Отнесение большой доли расходов на счет коммун означало, что в общем они
покрывались самим населением. Для содержания школ важную роль играли также
средства, собираемые с родителей в виде платы за обучение [6]. Расходы
начальных школ в 1855 г. покрывались за счет следующих источников:
Таблица 2. 1.
Источники финансирования начальных школ (1855, 1863 гг.)
№ п/п
Источники финансирования
1855 г.
1863 г.
млн. франков
млн.
франков
%
Субсидии государства
3,1
12,25
5,2
8,87
Субсидии департаментов
3,4
13,44
4,9
8,36
Коммунальные ресурсы
9,9
39,13
25,3
43,17
Плата за обучение
8,7
34,39
23,2
39,59
Дарения и завещанные имущества
0,2
0,79
Всего
25,3
100
58,6
100
Данные, приведенные в таблице 1, позволяют сделать вывод о том, что
государственные субсидии не являлись самыми значительными для начального
образования [7]. Основная материальная нагрузка в этом плане лежала на бюджете
коммун. В начале 60-х годов ХIХ в. расходы на начальную школу возросли и
составили в 1863 г. 58,6 млн. фр., причем большая часть (около 43 %), как и
раньше приходилась на средства коммун. За счет платы за обучение покрывалось
около 40 % расходов.
К 1863 г. общие затраты правительства, департаментов и коммун на начальное
образование составили около 37 млн. франков. На одного человека приходилось по
1 франку, в то время как общий бюджет Франции равнялся 2 млрд. франков. Таким
образом, расходы на начальное образование составляли менее 2 % бюджета. Для
сравнения можно отметить, что к этому времени только в одном американском штате
Массачусетс (с населением в 1,2 млн. человек) они равнялись 3,1 млн. долларов,
то есть 15,5 млн. франков (13 франков на 1 человека) [8].
При таком финансировании народного образования школьная сеть не могла
развиваться должным образом. Число государственных школ оставалось
недостаточным. Так, в 1850 г. их было 43,8 тыс., в 1863 г