Ви є тут

Культурно-ічторична обумовленість феномену власності

Автор: 
Храброва Ольга Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004306
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. СОБСТВЕННОСТЬ И ОБЪЕКТЫ/ПРЕДМЕТЫ ПРИСВОЕНИЯ
Важным фактором при классификации и рассмотрении культурно-исторической
динамики собственности выступает объект/предмет присвоения, – то, вокруг чего и
во имя чего ведется борьба или разговор, выстраиваются определенные,
специфические дискурсивные практики с уникальными риторикой, поведением,
ценностными ориентациями, структурами и т.д., характерными элементами которых
являются отчуждение, овнещнение и овеществление.
Автор будет рассматривать в качестве объектов присвоения: 1) предметы – внешние
по отношению к человеку, обнаруживаемые им в природе/мире и различным образом
обрабатываемые и присваиваемые, создаваемые в процессе производства,
предметы-вещи, как результат процесса овещнения; 2) тело человека как предмет
присвоения, претерпевающий определенные трансформации, связанные с расколом и
целостностью «субъекта», подрывающим самость (в ряде случаев можно говорить о
процессах «отелеснивания», когда внешние предметы воспринимаются как
продолжение тела – «неорганическое тело человека», как говорил К. Маркс); 3)
душевная/духовная сфера человека, с которой связаны продукты интеллектуальной
деятельности (как сакральные, так и светские) и, вообще, процесс одухотворения.
Отношения между людьми, опосредствованные отношением к этим объектам, и
образует сферу материальной и духовной культуры, представленную в
собственности.
Исходя из этого, в качестве предметов присвоения (вещей) присваиваются
первоначально животные, растения, инвентарь, в рамках классического
рабовладения – человек, позднее – земля, в условиях развития капитализма все
овеществляется в форме товаров. Причем, собственность на предметы-вещи и на
пользование благами возникает на значительно более поздних этапах исторического
развития. На архаическом этапе они перераспределяются родом. Этот процесс
присвоения предметов-вещей очень долгий и не лежит на поверхности, он связан со
специализацией труда и социальной дифференциацией. Только в процессе
формирования государственности, с появлением цивилизации, возникает проблема
присвоения, приватизации предметов-вещей как благ.
Что касается тела, то первоначально можно говорить о присвоении индивида родом,
когда нет деления между его телесностью и духовностью, свидетельством чего
могут быть человеческие жертвоприношения. Жертвоприношение вообще демонстрирует
эволюцию присвоения: от присвоения человека к присвоению животных, вещей или
предметов быта и наконец – к символическому, или сакральному.
А вот присвоение именно тела человека, связанно с расколом индивида.
Рабовладелец присваивает тело раба, и сам раб ассоциируется только с телом. При
этом, нужно помнить об инстинктивном пред-собственническом восприятии предмета,
средства производства как продолжения телесности или самого человека (кстати, и
раб часто отождествлялся со своим ремеслом и инвентарем). Проблема присваивания
тела – одна из самых сложных и противоречивых, поскольку в любой момент может
оказаться так, что здесь речь идет об овеществлении. Хотя долгое время
человеческое тело, физическая форма являет собственное достоинство или
недостаток ее обладателя, тем не менее вряд ли это может быть отнесено к
проблеме собственности, а вот в современном – «посткапиталистическом» –
обществе любое физическое/сексуальное достоинство может быть застраховано
именно как частная собственность его носителя.
Особое положение в проблеме собственности занимает присваивание/отчуждение
духовных продуктов. Сегодня принято считать, что появление интеллектуального
капитала – это особая черта капиталистического общества или даже только
информационного общества. С нашей точки зрения, появление частной собственности
связано как раз с присвоением продуктов интеллектуальной деятельности, в
частности, со степенью проникновения в сакральное: жрецы, колдуны, шаманы,
священники разного типа присваивают и отчуждают именно интеллектуальный
капитал, на котором и зиждется их личная и кастовая власть. Образно говоря,
ранней формой индивидуальной, частной собственности выступает этот
«интеллектуальный капитал» жрецов, состоящий в знании и отправлении ритуала.
2.1. Освоение/присвоение пространства. Социально-родовое и геополитическое:
«земля» и «территория».
Конечно, можно говорить об инстинктивных способах присвоения: например,
помечивание территории животными или собственнические устремления детей,
связанные с такой психологической особенностью человека, как восприятие
предмета в качестве продолжения самого себя [158]. Но все эти «инстинктивные
формы присвоения» вряд ли можно назвать собственностью, поскольку
собственность, как мы уже говорили, является социальным феноменом и
предполагает более сложные отношения с выстраиванием определенных иерархий,
ценностей, с наделением ценностью или значимостью определенных феноменов,
формированием соответствующих институтов. Если обратиться к историческим и
этнологическим источником, то можно заметить, что первоначально далеко не
территория и не отдельные вещи конституируются как собственность и выступают
предметным полем человеческих отношений.
Что же касается территории (нашей земли, дома, родины), а также отдельных
вещей, то они, судя по всему, являют нам как раз тот инстинктивный уровень
«продолжения самого себя» или себя как продолжения чего-то большего (природы,
земли). Хотя элемент присвоения здесь уже присутствовал. Ибо «освоение
какой-либо территории заключается, в первую очередь, в ее присвоении,
вступлении в обладание ею, что в обязательном порядке требует маркиров