Ви є тут

Міжнародний тероризм і його вплив на світову політику

Автор: 
Агаіхаджех Паша Давуд
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U000218
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел III. Стандарты антитеррористической деятельности и развитие международного сотрудничества.

3.1. Правовые методы противодействия терроризму.

В законодательствах стран мирового сообщества должны найти отражение определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом:
во-первых, кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;
во-вторых, внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;
в-третьих, несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;
в-четвертых, при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в стране или регионе, а не придерживаться принципа так называемой модельности.
Из вышесказанного очевидно, что для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна государственная стратегия борьбы с терроризмом.
Именно в условиях превращения терроризма в международный фактор, наиболее значимую роль играют международные формы сотрудничества государств. Ликвидация этого явления сегодня возможна только при эффективном сотрудничестве государств.
Политико-правовое взаимодействие государств по борьбе с терроризмом прошло через ряд этапов. Начало было положено во время международных конференций по унификации уголовного законодательства в конце 20-х начале 30-х гг. ХХ ст. "Унификаторы" готовили рекомендации, на основе которых государства-участники конференций, приводили к общему знаменателю своё национальное законодательство, в том числе и по вопросам борьбы с терроризмом.
В резолюции, принятой на V конференции 1934 г. в Мадриде, фокусировалось внимание на создание механизмов, которые позволили бы осуществлять уголовное преследование террористов за пределами национальных границ. Так, вместе с подтверждением концепции территориальной юрисдикции (которая предусматривала уголовное преследование преступника в границах государства совершения преступления) прозвучали идеи и необходимости универсальной юрисдикции (преследованием преступника по фактическому местонахождению). Рекомендовалось включить в национальное законодательство положение о выдаче преступников.
V Конференция признала необходимым наказывать тех, "кто с целью развала всякого социального устройства каким-либо способом терроризирует население", имея в виду "не акты индивидуального террора, а массовые насильственные выступления" [162.193].
Конференция по унификации уголовного законодательства стала первой, где были сделаны попытки сформулировать понятие терроризма, создать меры по его обезвреживанию.
Разработка под эгидой Лиги Наций и Международной конвенции по вопросам борьбы с терроризмом стала новым важным этапом сотрудничества государств в этой сфере. Хотя Конвенции, принятые Лигой Наций в 1937 г. так и не приобрели юридической силы, они во многом стали прообразом действующих сегодня соглашений в этой сфере.
Современные параметры международного сотрудничества по борьбе с терроризмом сформировались в послевоенный период, когда оно стало приобретать системные черты международного противодействия терроризму. Эта система включает в себя сотрудничество на универсальном и региональном уровнях, а также на двухсторонней основе. На универсальном уровне такое взаимодействие концентрируется в рамках ООН, в её специализированных учреждениях - Международной организации гражданской Авиации (ИКАО), Международной морской авиацией (ИМО), а также в международном Агентстве по атомной энергетике (МАГАТЭ). Под их эгидой создана и действует международно-правовая база такого сотрудничества - универсальные соглашения. Токийская конвенция о преступлениях и некоторых иных действиях, которые осуществляются на борту воздушных судов 1963 г.; Гаагская конвенция по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Монреальская конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.; Конвенция о предупреждении и наказании преступлений против лиц, которые пребывают под международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.4-я Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; в 1988 г. принятые, но пока еще не вступившие в силу дополняющие Монреальскую конвенцию 1971 г. Протокол по борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, которые обслуживают международную гражданскую авиацию, Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, которые размещены на континентальном шельфе (Рим, 1988 г.), Международная конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г., Международная конвенция по борьбе с финансированием терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 г.; Международная Конвенция ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью от 2000 г.
Политико-правовые аспекты международного сотрудничества по борьбе с терроризмом стали основным предметом седьмого и восьмого Конгрессов в ООН.
Так, седьмой Конгресс по предотвращению преступности и поведению с правонарушителями в своей резолюции о Миланском плане действий (действия, касающиеся процедуры выдачи правонарушителей, и заключения соглашения о юридической помощи) подтвердил, что первоочередное внимание должно быть уделено международной борьбе с терроризмом во всех его формах. Восьмой Конгресс ООН особ