Ви є тут

Підвищення безвідмовності вагона електропоїзда прогнозуванням працездатності й удосконалюванням динамічних властивостей екіпажної частини

Автор: 
Ігнатьєва Олеся Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U001589
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
Перспективой развития железнодорожного транспорта Украины является создание систем с высоким уровнем безопасности и обладающих соответствующим уровнем качества и надежности. Реализация данных требований обуславливает необходимость разработки и внедрения в производство и эксплуатацию автоматизированных систем, одной из важнейших составных частей которых является диагностика и прогнозирование надежности. Это свою очередь предопределяет создание эффективной системы сбора, хранения, обработки и анализа данных. Данная проблема предполагает решение задач разного уровня, от создания баз данных так называемых корпоративных информационных систем, до создания локальных систем. В настоящее время данные системы интенсивно разрабатываются с использованием прогрессивных технологий и новейшего аппаратного и программного инструментария [73]. Это в полной мере относится и к железнодорожному транспорту, в частности - подвижному составу.
2.1. Система учета и обработки информации о техническом состоянии подвижного состава
В настоящее время ОАО ХК "Лугансктепловоз" совместно с кафедрой железнодорожного транспорта ВНУ им. В.Даля (г. Луганск) и УкрГАЖТ (г. Харьков), при непосредственном участии автора, разработана единая для всех серий электропоездов локомотивного парка Украины автоматизированная система учета и обработки статистической информации об отказах и неисправностях оборудования электропоездов "Надежность-Экспресс". Система предусматривает единые принципы классификации отказов, методов их обработки и анализа [74-76].
На данном этапе, с целью апробации принятых решений, был проведен анализ безотказности деталей и узлов с помощью созданной информационно-аналитической системы "Надежность-Экспресс" по электропоездам ЭПЛ2Т и ЭПЛ9Т. База данных ориентирована на работу в режиме диалога специалиста-технолога, отвечающего за учет технической эксплуатации подвижного состава, и не требует от специалиста знаний программирования. Создание такой системы сбора информации не требует дополнительных затрат, так как большинство крупных депо на сегодняшний день оборудованы компьютерной техникой. Информация, хранящаяся в базе данных, обеспечивает своевременное обнаружение предотказного состояния системы, оборудования, узла, детали или агрегата электропоезда.
На основе проведенных исследований и рекомендаций перечень контролируемых параметров системы значительно расширен [76].
Информационно-аналитическая система диагностики предназначена для ведения электронного учета показателей технической эксплуатации. База данных - устанавливается в техническом отделе или службе подвижного состава, или непосредственно в ремонтно-эксплуатационных парках.
Использование информационно-аналитической системы позволяет, рис.2.1:
- выполнять автоматизированный ввод и редактирование данных по пробегам и отказам, ремонтных работах, плановых и неплановых ремонтах подвижного состава;
- добавлять и редактировать, обрабатывать и хранить данные;
- формировать выборки по отказам для систем, узлов, конкретной подвижной единицы и для подвижных единиц одного типа в целом;
- выполнять разбиение отказов по подсистемам с определением процентного соотношения числа отказов по ним;
- строить диаграммы и графики, отражающие динамику возникновения отказов по узлам;
- определять показатели надежности по статистическим данным.
Она является усовершенствованной системой технического диагностирования подвижного состава.
При внедрении систем диагностирования на подвижном составе, а также при переходе на систему обслуживания и ремонта по фактическому техническому стоянию оборудования необходимо решить задачу сбора, накопления и анализа статистической информации по отказам и неисправностям.
Сбор данных об отказах и о пробегах электропоездов выполняется непосредственно из первичных документов (бортовых журналов и журналов замен оборудования), см. рис.2.1. Как правило, первичная статистическая информация об отказах и неисправностях электропоездов отличается неточностью формулировок, а также часто в ней содержится описание последствий и признаков отказа вместо наименования отказавшего узла или детали и характера их повреждения. В связи с этим тщательно проанализирована и изучена информация и приведена к необходимому виду. Эффективная эксплуатация базы данных потребовала определения общих принципов систематизации данных о неисправностях (отказов) подвижного состава.
Для реализации системы были разработаны единые для каждой серии подвижного состава классификаторы систем, оборудования, деталей, отказов и т.д. В основу разрабатываемой методики положена классификационная схема, построенная по принципу структурного деления сложных схем на части. При таком подходе, оборудование локомотива делится на структурные подразделы: систему, подсистему, узел, деталь. Это позволило анализировать надежность оборудования, как по сериям электровозов, так и в общем плане - по видам узлов, систем, или подсистем. Структура информационно-аналитической системы приведена на рис.2.2.
В базе данных данные сгруппированы в четыре группы соответственно четырем основным видам работ: ведение справочных баз данных (БД), ежедневный ввод информации, получение справок и отчетов, обслуживание БД.
Согласно принципу структурного распределения сложных систем на части были разработаны следующие структурные подразделения: классификатор депо, кодификатор поездов, кодификатор оборудования, кодификатор деталей.

Рис.2.1. Блок-схема ведения электронного учета технической эксплуатации подвижного состава
Рис.2.2. Структура базы данных электронного учета надежности подвижного состава

Кроме того, база данных была дополнена следующей вспомогательной информацией: виды ремонтных работ, виновники выбытий, состав локомотивных бригад, ремонтный персонал, межремонтные пробеги, номера маршрутов, причины неплановых р