Ви є тут

Пікареска в російській прозі 20-30-х років ХХ століття: генезис, проблематика, поетика

Автор: 
Миленко Вікторія Дмитрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001757
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
ГЕНЕЗИС ЖАНРОВ ПЛУТОВСКОЙ ПОВЕСТИ И ПЛУТОВСКОГО РОМАНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Зарождение жанра и его эволюция в русской литературе ХVIII-ХIХ веков
Первым образцом жанра пикарески в русской литературе является "История о российском новгородском дворянине Фроле Скобееве, столничей дочери Нардина-Нащокина Аннушки" ("Повесть о Фроле Скобееве"). Именно с этого произведения, по словам В. Белинского, в России не одно поколение читателей "начало свое чтение, свое занятие литературой". Действие повести относится к концу ХVII века, однако вопрос о времени ее написания остается дискуссионным. Неизвестен и автор. Основываясь на различных данных, М. Соколова предположила, что временной промежуток, когда повесть могла появиться, простирается от 1680-го (к этому году отнесены похождения героя в некоторых списках) до 20-х годов ХVIII века (судя по особенностям лексики и реалиям); к ХVIII веку относятся и все девять известных списков произведения [259, с. 12]. Подобного же мнения придерживаются Н. Гудзий, Н. Бакланова и другие.
Таким образом, возникновение жанра пикарески в русской литературе относится к эпохе правления Петра I, что представляется нам весьма закономерным. Учитывая то, что повесть возникла до знакомства русских авторов с западноевропейскими образцами жанра, хотелось бы рассмотреть и обозначить основные внехудожественные и внутрилитературные факты петровской эпохи, повлиявшие на зарождение плутовского жанра в древнерусской прозе.
Фактор 1. Социальный катаклизм переходной эпохи. Без преувеличения можно сказать, что Петр "поставил на дыбы" весь уклад русской жизни. Все слои населения находились в сильнейшем напряжении; возводились заводы и фабрики, прокладывались каналы и дороги; проводились серьезные реформы в армии; строился флот. Все это привело к большому притоку в столицы и крупные города "гулящих людей", по словам В. Кожинова, уже "не связанных с какими-либо феодальными институтами и коллективами" [126, с. 110]. Социальный катаклизм обусловил начало "эпохи бродяжничества" (ср. аналогичный процесс в Европе ХV-ХVI веков). Как справедливо отметил венгерский ученый З. Хайнади, "распространение многочисленных русских скитальцев во время и после царствования Петра I имело свои исторические причины. В России твёрдые устои старого уклада патриархальной жизни были подорваны реформами Петра. Им были сделаны первые значительные шаги, чтобы включить огромную страну в экономическое и духовное кровообращение Европы. К концу приближался период азиатского застоя, который превратил неподвижность в безвременность. В истории России начался новый период развития, полный противоречий разного характера. Патриархальные традиции ослабели, а новые ещё не укрепились" [288, с. 7].
Фактор 2. Актуализация проблемы выживания. Активизация коммерческого авантюризма. Революционное "безвременье" рождало новые поведенческие стереотипы. "Ловить момент", "выбиться из грязи в князи" - девизы авантюристов любой переломной исторической эпохи. Петровское время сформировало новый тип служилого человека - легкого на подъем, работающего не покладая рук, обязанного карьерой не родовым "чести и месту", а собственным заслугам. Петр ценил ум и знания, и в его время легко было сделать самую блестящую карьеру лишь благодаря собственной работоспособности, мобильности, активности (как символ эпохи можно рассматривать личностное становление А. Меншикова). Динамизм стал идеалом общественной жизни и культуры. Даже бродягам, "татям" и пропойцам Петр давал шанс: велел приписывать их к промышленным предприятиям.
Петр говорил, что "торговля - верховная обладательница судьбы человеческой". Развитие промышленности, внешней и внутренней торговли, рост городов содействовали оживлению коммерческого авантюризма. Начал зарождаться класс буржуазии. Петр всячески содействовал этому: предоставлял
субсидии торговым компаниям; в целях развития внутренней торговли поддерживал ярмарки, которые стали специфическими торгово-зрелищными пространствами.
Фактор 3. Оживление празднично-карнавального мироощущения. Петровские реформы, решительные и революционные, нередко встречали непонимание и отпор в различных кругах населения России. Петру нужны были массовые зрелища для пропаганды своих начинаний (как и большевикам в 1917 году). Уличные театрализованные процессии, маскарады, иллюминации, пародийные обряды (например, шутовские свадьбы) стали обычным явлением. При Петре штат придворных шутов насчитывал 24 человека. Царь, любивший все делать сам, изобретал и принимал участие в различных шутовских действах. Созданный им "всешутейший и всепьянейший собор" во главе с "князем-папой" П. Бутурлиным включал в себя ближайших сподвижников Петра.
Все важнейшие государственные события - военные победы, дипломатические успехи - отмечались шутовскими выходками: наряженные члены собора на санях, запряженных свиньями, козлами, собаками, разъезжали по столице, врывались в боярские дома и заставляли хозяев принимать участие в общем веселье.
Петр I хорошо понимал силу воздействия зрелищных видов искусства и мечтал "приучить" широкие круги населения к театру, который мыслил не придворным, а общедоступным. Первый публичный театр ("комедийная хоромина" на Красной площади), построенный при Петре, был необходим, чтобы разъяснить народу смысл революционных преобразований. Несмотря на все старания привлечь внимание (зрелищные спецэффекты, вставные арии, балетные номера, фейрверки), театр не приобрел популярности у народа. Спектакли ставились иностранцами, совсем не было пьес из русской жизни. Поэтому большинство населения получало "эстетическое образование" в ярмарочных балаганах.
Ярмарочная площадь (трактиры, кабаки, цирковые и театральные балаганы, карусели) постепенно стала специфическим карнавальным хронотопом, формирующим народное и писательское праздничное мироощущение. Ярмарка предоставляла в распоряжение художника (в нашем случае