Ви є тут

Громадянська злагода як необхідна умова розвитку сучасного українського суспільства

Автор: 
Кумкін Ігор Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001767
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II ГРАЖДАНСКОЕ СОГЛАСИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДОСТИЖЕНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Общество переходного периода сталкивается с необходимостью "инвентаризации" старой шкалы своих мировоззренческих ориентиров. Старые ориентиры уже не работают, а новая шкала ценностей еще не сложилась. В этих условиях люди не живут, а выживают. Вертикаль власти лихорадочно экспериментирует. Порядок уступает место хаосу. Возрастает психологическая напряженность, обусловленная политической неопределенностью и экономической нестабильностью. В этих условиях актуализируется поиск идей интеграции общества. Одной из таких идей является идея гражданского согласия, которая опирается на свои ценности, имеет свои возможности на уровне публичности и общения, располагает механизмом освоения гражданских ценностей.

2.1. Гражданские ценности и их основание

Известно, что способом бытия общества и человека выступает деятельность в различных модификациях, а движущей силой жизнедеятельности общественного человека выступают ценности, имеющие смысложизненное значение, составляющие стержень его мировоззрения. Благодаря ценностным ориентирам формируются разного уровня мотивы и цели, определяются средства, обеспечивается социальная регуляция людей. Ценности как предмет философского анализа рассматривает И.Кант, исследуют В.Виндельбанд и Г.Риккерт, В. П.Тугаринов и М.С.Каган, Дж.Роулз и У.Кимлика, М.Уолцер и Дж.Грей.
Нормативная "пирамида" общества имеет свою историю. Ее истоки связаны с "инкубационным периодом" становления человечества, когда переход от биологической популяции к человеческой общности осуществляется в условиях культуры мифа, основу которой составляли запретительные нормы: табу и талион. По мере становления общества и общественного человека на нормы архаики накладываются нормы морали и религии, нормы обычая. Каждый уровень нормативной пирамиды социальной регуляции людей свидетельствует о развитии власти авторитета, а также о тех кризисах, в которых оказывалась эта власть организации общества и управления в обществе.
Эпоха первоначального накопления капитала и переходного периода от традиционного общества к индустриальному вызвала к жизни смену власти авторитета авторитетом власти в лице государства. Институт государства возник "не под черепом философа", а в процессе развития семьи и рода, института частной собственности и рынка. Что касается усилий мыслителей, то государство как авторитет власти обретает те формы, жизненность которых проходила проверку практикой. К этому времени нормативная пирамида социальной регуляции пополняется уровнем норм позитивного (государственного) права. Оно отвечает требованиям индустриального общества с его ставкой на "формальную рациональность".
Основу позитивного права, как и естественного, составляют ключевые ценности жизни и собственности, формального равенства и справедливости. Эти ценности являются производными миропорядка, его структурной организованности. Проекция космоса (порядка мироздания) на общество находит свое выражение в номосе - законе. И если космосу противостоит хаос, то закону - беззаконие (аномия). И в этом смысле закон выступает регламентом (регулятором) жизнедеятельности людей в обществе74. Этот абстрактный закон только свидетельствует об онтологической укорененности общества в структуру мироздания, но ничего общего не имеет с законом государственного (позитивного) права, скрепленного подписью и заверенного печатью. Закон государственного права апеллирует не к высшей справедливости, а к силе, предпочитая содержанию закона форму его проявления.
Что касается ключевых ценностей права, то их характер безусловный. Их источником является само мироздание. Человеку эти ценности даны уже фактом его рождения. Они изначально делают его правоспособным, а уже потом, в социальном измерении, в статусе личности, индивид становится не только правоспособным, но и дееспособным.
На уровне позитивного (государственного) права эти ценности только декларируются. Они ориентированы быть скорее идеалом, а не средством непосредственной социальной регуляции. При случае, авторитет власти к ним апеллирует, при необходимости прикрывает свою сущность. Для него они средство, а не самоценность. Как идеал социальной регуляции, эти ценности проходят по реестру демократических ценностей. Они находят свое выражение в конституциях (основном законе) парламентских республик, прочитываются в лозунгах либерально-демократических движений.
Совершенно иная картина складывается, когда гражданское общество заявляет о себе как оппонент авторитета власти, когда общество с позиции этих ценностей критикует институт государства за отклонение от идеала. Доминантой гражданского общества выступают не отношение по вертикали с демонстрацией иерархии власти, а отношения людей, которые складываются в процессе коммуникаций. В этих условиях ценности жизни и собственности (свободы), формального равенства и справедливости заявляют о себе и как идеал, и как средство. Они являются оптимальным средством разрешения конкретных проблемных ситуаций, выступая базовым основанием формирования гуманистического мировоззрения и гражданского согласия.
Гражданские ценности делают физическое лицо субъектом права. Подданный государства становится гражданином общества. Гражданин демонстрирует способность проявлять просоциальную активность, готовность защищать себя и свою семью от любой экспансии, от любых форм несправедливости75. Этот гражданин уже не разделяет позицию "молчаливого большинства". Он не согласен с тем, что политику делают единицы и их окружение76. Он понимает, что ситуацию можно изменить только через формирование гражданского согласия, как своеобразного условия интеграции локальной или тотальной солидарности, где надежда на справедливое решение проблем может из возможности превратиться в действительность. Все это свидетельствует о трансформации демократических ценностей в гражданские. Процесс трансформации достаточно сложный, так как