Ви є тут

Локальне нормативно-правове регулювання праці в умовах ринкової економіки

Автор: 
Швайковська Валентина Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001788
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СУБЪЕКТЫ ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

2.1. Работодатель как субъект локального нормативно-правового регулирования труда.
Круг субъектов, реализующих свои правомочия в сфере локального нормативно-правового регулирования труда, сводится к работодателю и работникам, которые действуют через свои органы, избранных представителей и профсоюзные организации. В процессе осуществления деятельности по регламентации отношений между указанными субъектами возникают правовые связи с учетом функциональной нагрузки каждого их них.
Работодатель является одним из субъектов локального нормативно-правового регулирования труда. Термин "работодатель" является сравнительно новым для трудового права Украины. В действующем Кодексе законов о труде Украины он не используется, однако его можно обнаружить в других нормативно-правовых актах, регулирующих трудовые отношения. В частности, ст.1 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" [1], Закон "О занятости населения" [2], а также ст.1 Закона "Об организации работодателей" под работодателем понимают "собственника предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, вида деятельности, отраслевой принадлежности или уполномоченного органа (руководителя) или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд" [3].
_____________________
1.(8) Про професійні спілки, їх права та гарантії діяльності: Закон України від 15 вересня 1999 р. // Відомості Верховної Ради України. - 1999. - №45. - Ст. 397; 2002. - №11. - Ст. 79
2.(9) Про зайнятість населення: Закон України від 1 березня 1991 р.№803-ХП //В ідомості Верховної Ради України. - 1991. - №14. - Ст. 171.
3.(11) Про організації роботодавців: Закон України від 24 травня 2001 р. №2436-III // Відомості Верховної Ради. - 2001. - №32. - Ст.171.
Конструкция "собственник предприятия, учреждения, организации", которая предусмотрена действующим КзоТ Украины, признается многими устаревшей и не соответствующей новым экономическим реалиям. Нельзя не согласиться с М.Кришталь, который отметил, что современное легальное определение работодателя как собственника предприятия, учреждения, организации или физического лица является не только громоздким и неудобным, а и в основе своей формально неправильным [1].
Статья 30 законопроекта Трудового кодекса Украины дает более точное с правовой точки зрения определение: "работодатель - юридическое (предприятие, учреждение, организация) или физическое лицо, которое в пределах трудовых правоотношений использует труд физических лиц" [2]. Думается, что с принятием Трудового кодекса Украины и приведением в соответствие с его нормами вышеперечисленных законов противоречия в терминологии будут сняты и один из основных отраслевых терминов будет законодательно закреплен.
Несмотря на отсутствие в отечественном трудовом законодательстве единства в изложении указанного термина, по нашему мнению, в качестве работодателей можно рассматривать как юридические, так и физические лица. Что касается структурных подразделений, филиалов и представительств юридических лиц, то возможность их выступать в качестве работодателей является спорной вот уже несколько лет.
Трудовое законодательство не раскрывает понятия юридического лица, поскольку это категория гражданского права. В соответствии со статьей 80 Гражданского кодекса Украины "юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке" [3]. В большинстве случаев в трудовых отношениях в качестве работодателя выступают юридические лица. Любое юридическое лицо может являться работодателем _____________________________________________
1.(96) Кришталь М. Роботодавці як суб'єкти трудових правовідносин //Бюлетень Національної служби посередництва і примирення. - 2003. - №2. - С.54.
2.(21) Трудовий кодекс України. // Праця і зарплата.- №342. - Спецвипуск. -Листопад 2003.
3.(12) Цивільний кодекс України // Голос України. - 2003. - №45-48.
независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности. Трудовая деятельность на уровне отдельного предприятия, характеризующаяся соединением рабочей силы (работников) со средствами производства, нуждается в управлении со стороны работодателя. Трудовая правосубъектность работодателя очень тесно связана с этим фактором. Еще Н.Г Александров указывал на то, что особая общественная функция управления и руководства процессом труда возникает непосредственно из самой природы всякого кооперированного и вообще неединоличного труда. Мнение Н.Г. Александрова подтвердил Л.Я. Гинцбург, который отмечал, что при анализе сущности управленческой власти администрации на предприятии нужно исходить из того, что необходимость управления возникает из самой природы общественного процесса труда и входит в состав последнего [1].
С.П. Маврин, исследуя вопросы управления коллективным трудом, пришел к выводу о том, что управление трудом как юридическая категория может быть представлено в виде правового воздействия на участников коллективного процесса труда на предприятии в целях организации труда, эффективного использования средств производства, переданных в оперативное управление коллектива, и достижение на этой основе высоких конечных результатов производства [2]. Для осуществления управления трудом необходима власть, то есть право воздействовать на поведение участников общественного труда. Уже давно в науке трудового права было признано, что хозяйская власть работодателя имеет три аспекта: власть нормативная, власть распорядительная и власть дисциплинарная [3].
_________________________________________________
1.(63) Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение / АН СССР, Ин-т государства и права. - М.: "Наука", 1977. - C.91.
2.(109) Маврин С.П. Правовые средства управления трудом на предприятии. - Л.: Издательство Ленинградского ун