Ви є тут

Електрофізіологічний аналіз розвитку уваги у дітей за допомогою біологічного зворотного зв'язку по електроенцефалограмі

Автор: 
Луцюк Микола Віталійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002858
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Структура эксперимента
Экспериментальная часть исследования состояла из нескольких этапов (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Этапы экспериментальной части исследования
ЭтапыЦельКоличество испытуемыхПрименяемые методы1Изучение взаимосвязи характеристик ВП с показателями внимания.100 детей (50 мальчиков и девочек)Регистрации ВП в задаче на определение времени простой сенсомоторной реакции;
психологические тесты для диагностики показателей произвольного внимания2Изучение топографического распределения биопотенциалов головного мозга;
выявление корреляционных зависимостей между спектральными характеристиками ЭЭГ, компонентами ВП и показателями внимания.60 детей (30 мальчиков и девочек)Регистрация фоновой ЭЭГ при закрытых, открытых глазах и при решении арифметической задачи;
регистрация ВП в условиях Go/No-Go парадигмы;
психологические тесты для диагностики показателей произвольного внимания3Оценка эффективности сеансов ЭЭГ-ОС в отношении характеристик внимания;
изучение топографического изменения спектральной мощности ЭЭГ в ходе сеансов ЭЭГ-ОС.29 детей (17 мальчиков и 12 девочек)Регистрация фоновой ЭЭГ; Метод ЭЭГ-ОС, включающий звуковую, визуальную обратную связь, игровое биоуправление;
психологические тесты для диагностики показателей произвольного внимания
Всего в исследованиях приняло участие 189 практически здоровых детей и подростков. На первом этапе проводилось изучение взаимосвязи характеристик ВП с показателями внимания у 100 здоровых детей и подростков. Дети принадлежали к разным возрастным группам: 30 детей 5-6 лет (группа 1, по 15 мальчиков и девочек), 30 детей 10-12 лет (группа 2, по 15 мальчиков и девочек), 40 подростков 15-16 лет (группа 3, 20 мальчиков и 20 девочек). Для регистрации ВП в задаче на определение времени простой сенсомоторной реакции с предупреждением была использована программа, созданная на основе классической УНВ-парадигмы. Программа включала автоматизированное предъявление пар звуковых стимулов (предупреждающего и императивного) и требовала моторной реакции (нажатие с максимально возможной скоростью большим пальцем правой руки на кнопку) после звучания второго сигнала. После выполнения каждой отдельной пробы испытуемый узнавал о результатах выполнения задания из визуального сигнала обратной связи.
На втором этапе изучали топографическое распределение биопотенциалов головного мозга. Для регистрации ВП была разработана модификация так называемой Go/No-Go парадигмы [26; 42]. При изучении взаимосвязи параметров ВП, зарегистрированных в условиях Go/No-Go парадигмы, с показателями внимания приняли участие 30 практически здоровых детей 12-13 лет (по 15 мальчиков и девочек). В рамках данной парадигмы стимулы предъявлялись парами: предупреждающий стимул и стимул, инициирующий или запрещающий двигательный ответ (нажатие на кнопку). Испытуемый готовился к ответу после предупреждающего стимула и нажимал кнопку после "инициирующего" стимула (GO пробы) или воздерживался от нажатия после запрещающего стимула (NO-GO пробы).
Помимо регистрации ВП исследование включало в себя также регистрацию фоновой ЭЭГ при закрытых глазах, при открытых глазах и при решении арифметической задачи (обратный счет в уме) у 60 практически здоровых детей 12-13 лет (по 30 мальчиков и девочек).
На третьем этапе исследования проводились тренинги по развитию внимания с помощью ЭЭГ-ОС. В данном исследовании приняли участие 29 практически здоровых детей 10-13 лет (17 мальчиков и 12 девочек). Дети были разделены на две группы: экспериментальную (n=12), которая участвовала в сеансах ЭЭГ-ОС и контрольную (n=15), в которой регистрировали ЭЭГ без предъявления сигнала обратной связи перед началом проведения тренинга и после окончания курса нейротерапии. Для изучения топографического изменений спектральной мощности ЭЭГ в ходе сеансов ЭЭГ-ОС у двух детей при проведении сеансов нейротератии в режиме реального времени регистрировали ЭЭГ от 16 стандартных отведений.
Сеансы нейротерапии осуществлялось с использованием двух экспериментальных установок и соответствующего программного обеспечения. При проведении сеансов ЭЭГ-ОС нами были использованы различные варианты представления сигнала обратной связи, включающие использование звукового, визуального сигнала обратной связи, а также вариант, основанный на использовании игрового биоуправления.
2.2. Методика отведения вызванных потенциалов и электроэнцефалограммы
2.2.1. Регистрация вызванных потенциалов. Отведение ВП осуществлялось с использованием двух экспериментальных парадигм. На первом этапе исследований при изучении возрастных изменений компонентов вызванных потенциалов и характеристик внимания ВП регистрировали в парадигме определения времени простой сенсо-моторной реакции с предупреждением. В дальнейшем данная парадигма была усовершенствована и на ее основе разработана модификация так называемой Go/No-Go парадигмы.
Регистрация ВП в парадигме определения времени простой сенсо-моторной реакции с предупреждением осуществлялись по общепринятой методике с помощью автоматизированного комплекса, состоящего из электроэнцефалографа EEG-16S, интерфейса и компьютера IBM PC. Рабочей программой была ERP (программист Сухинин А.В.). Биопотенциалы отводили монополярно, в точках С3 и С4; референтным электродом служили объединенные между собой электроды, расположенные над сосцевидными отростками черепа. Для регистрации УНВ были модифицированы два канала ЭЭГ-16S, обеспечив постоянную времени 10 с. Верхняя граница полосы пропускания составила 30 Гц; частота оцифровки сигнала составляла 100 Гц.
Во время опыта испытуемый находился в удобном кресле в затемненной экранированной комнате-камере. Табло, на которое выводился визуальный сигнал обратной связи (о результатах скорости моторной реакции) от компьютера, представляло собой светодиодную матрицу размером 5х5 см, находящуюся на уровне глаз испытуемого и на расстоянии 1,5 м. Для минимализации связанн