Ви є тут

Виборча кампанія Соціалістичної партії України в Криму у 2006 році

Автор: 
Зурабян Гагік Гарнікович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U004359
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИДЕОЛОГИЯ КАК РЕСУРС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ СПУ
2.1. Возникновение и развитие социалистической идеи
«Социализм» - понятие многозначное. Оно связано с характеристикой общественного
устройства, названием политических движений и партий, определенной идеологией.
Впервые термин «социализм» был предложен итальянским писателем Джакомо Джулани
в 1803 году. Чуть позже, в 1833 году, французский журналист Пьер Леру для
обоснования собственного учения, основанного на идее солидарности, ввел понятие
«социализм» в научный оборот. С тех пор «социализм» стал использоваться в
качестве политической категории. Сторонники нового идеологического течения
желали социальной справедливости, усматривая причину социального неравенства в
существовании частной собственности и стоящего на ее страже государства.
Многомерность научного понятия «социализм» наиболее наглядно проявляется в его
различных определениях. Так, с философско-исторической точки зрения,
социализмом называют первую фазу преодоления эксплуатации и всех видов
социального отчуждения; с экономической точки зрения социализм выступает как
результат реального обобществления производства; с точки зрения процесса
строительства нового общества, социализм - это живое творчество масс; наконец,
с социально-политической точки зрения - это власть трудящихся, утверждение
свободы личности и самоуправления [76].
На современном этапе существуют разные основания при различении типов
социализма. Например, с классовой точки зрения говорят о феодальном,
буржуазном, мелкобуржуазном и пролетарском социализмах. Характеризуя властные
отношения, выделяют государственный, бюрократический, демократический и
самоуправленческий социализмы. С позиций познания и практической осуществимости
рассматривают научный, утопический, идеальный, реальный, «мутантный» и др. виды
социализма [77, c. 29]. Но как бы мы ни определяли различные направления
общественной мыс­ли: «научный социализм», «критически-утопический социализм»,
«мел­кобуржуазный социализм», «феодальный социализм», нужно четко представлять
себе, что все они обладают определенным общим качеством, общими сущностными
характеристиками, позволяющими подводить их под одно понятие — «социализм».
Итак, что является основным содержанием понятия - «социализм»?
В научной литературе широко распространено мнение, сог­ласно которому главным
признаком любого социалистического учения является общественная собственность.
Этимологически понятие «социализм» в переводе с латинского (socialis) означает
общественный, товарищеский [78]. Впервые термин «социализм» фиксируется в
словаре Углова В.Н. (1859) в значении «общее название учений, имевших целью
преобразовать общество относительно распределения имуществ между его членами»
[79]. Ряд словарей определяют социализм как сугубую противоположность, как
антоним индивидуализму [80, 81] и как синоним коллективизму [82]. Один из
виднейших представителей австрийской экономической школы Людвиг фон Мизес
пишет, что: «Цель социализма – передать средства производства из частной
собственности в собственность организованного общества, государства» [83].
Действительно, общественная собственность – это одно из средств разрешения
острых социальных конфликтов, ликвидации вопиющей несправедливости, создания
условий для жизни человека. Однако, этот критерий не может быть единственным и
всеопределяющим к анализу сущности социализма: требование общественной
собственности отнюдь не рассматривалось классиками марксизма как обязательное
для со­циалистических учений. В числе своих предшественни­ков К. Маркс и Ф.
Энгельс в «Коммунистическом манифесте», а позд­нее Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге»
называли критически-утопических социалистов Оуэна, Фурье и Сен-Симона. Но среди
названных мысли­телей сторонником общественной собственности был только Оуэн.
Так­же социалистами К. Маркс и Ф. Энгельс считали Прудона и Луи Блана, хотя ни
тот, ни другой не требовали обобществления средств производства. Причем
необходимо под­черкнуть, что данное требование никогда не было для Маркса и
Эн­гельса основанием отдавать приоритет выдвинувшему его мыслителю перед теми,
кто не разделял подобного принципа [84, c. 46].
Классики марксизма в общественной собственности видели признак лишь одного из
на­правлений социализма – коммунистического. Более того, основоположники
марксизма резко критиковали представителей грубоуравнительного коммунизма за
недооценку многих сторон жизни общества, за придавленность личности. К. Маркс и
Ф. Энгельс не счита­ли этот идеал приемлемым для пролетариата, несмотря на
звучавшее в нем требование введения общественной собственности. «Что такое
упразднение частной собственности, – писал К. Маркс, – отнюдь не является
подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного от­рицания всего мира
культуры и цивилизации, из возврата к неестест­венной простоте бедного, грубого
и не имеющего потребностей чело­века, который не только не возвысился над
уровнем частной собствен­ности, но даже и не дорос еще до нее» [85, c. 115].
Большого внимания исследователей заслуживает и трактовка социа­листами вопросов
равенства и социальной справедливости, которые относятся к числу вечных проблем
и затрагивают жизненные интересы каждого человека. «Социализм - это стремление
устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатацию и всякую нищету;
установить более справедливый, более счастливый строй, нежели нынешний…» [86].
М. Туган-Барановский утверждал: «Сущность социализма заключается в требовании
экономического равноправия всех членов общества» [87, c. 190]. В «социализме
равенства» Н.Е. Застенкер усматривал «неизбежную историческую стадию созревания
и формиров