Ви є тут

Еволюція ліберального руху в 1971 - 2003 рр.

Автор: 
Кубракова Олена Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U004722
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ФРАГМЕНТАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА И СТРУКТУРИАЛИЗАЦИЯ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ
«СЕМЬИ ЛИБЕРАЛИЗМОВ»
Американскому либерализму не достает институционального
или партийного фундамента; он сохраняет свою значимость
по большей части в университетах и среди теоретиков…
История либерализма определяется публикациями таких работ,
как «Теория справедливости» Джона Роулза и «Анархия, государство и утопия»
Роберта Нозика или дебатами в академических журналах.
Р. Баркер*
§ 2.1 Оформление левого и правого флангов либерализма в Северной Америке.
Трудность исследования североамериканского варианта либерализма заключается в
необходимости параллельного рассмотрения развития академического либерализма и
процесса реализации его принципов во внутренней и внешней политике. Уникальная
особенность истории США состоит в том, что история американского государства –
это история эволюции либерализма. Мы можем с полной уверенностью говорить, что
в США нет иной общепризнанной идеологии, кроме вышеназванной. Поэтому
следствием кризиса либерализма стал поиск новых форм всего того же либерализма.
Ситуация неординарная для истории идеологий. Как правило, происходит
радикальная переориентация. Например, разочарование в либеральных ценностях и
законах в Германии привело к установлению диктатуры национал-социалистов в 30-х
гг. XX в. Отказ от идеологии «марксизма-ленинизма» в СССР привел к радикальному
изменению социально-политической системы и государственного устройства. Начало
70-х гг. помимо экономического и политического кризиса либерализма, вошло в
мировую историю как период ренессанса политической философии, что само по себе
немаловажный факт. Именно данная область человеческих знаний, как правило,
помогала либерализму преодолеть его кризисное состояние.
Главным образом этот процесс связан с работой Джона Роулза «Теория
справедливости». В теории Роулза по-новому определялась система свобод, благ,
принципов и социальная структура в целом. В 1977 г. она дополнилась «теорией
равенства» Р. Дворкина. Обе теории образовали ядро эгалитарного либерализма.
(См. Таб. 2.6) В 70-80-е гг. сформировались левый и правый фланги
североамериканского либерализма. Левый фланг состоял из социального,
эгалитарного либерализмов и коммунитаризма, правый – из либертаризма и
консервативного либерализма.
Категории и понятия либерализма прочно вошли в политический лексикон
американских конгрессменов, представителей исполнительной и судебной властей. В
ходе работы над данной главой мы обнаружили около 8.5 тысяч законодательных
актов и выступлений политиков, в которых были использованы такие термины как
«свобода личности», «свобода СМИ», «свобода слова», «права человека» и др. При
этом часто подобные термины наполняются различным содержанием. Особенно четко
подобная тенденция прослеживается при сопоставлении текстов выступлений
американских конгрессменов и представителей исполнительной власти. На наш
взгляд, это не случайный факт. История формирования американского либерального
государства стала иллюстрацией противостояния между двумя локковскими ветвями
власти – конгрессом и президентом.*
В конце июля 1974 г. президентская власть в США в значительной степени
ослабевает. Конгресс исполнил исторически приуготовленную ему роль – гаранта
принципов либерализма, возникла угроза импичмента президенту Никсону. Конгресс
выступал в качестве защитника леволиберальных принципов, а исполнительная
власть – праволиберальных, хотя число сторонников непосредственно эгалитарного
либерализма не превышало 15% состава обеих палат [1].
Традиционно считается, что Капитолий и Белый дом разделили сферы влияния,
оставив прерогативу решать проблемы внутренней политики Конгрессу, а Президенту
– внешней политики. В 70-80-е гг. Конгресс начинает принимать активное участие
в решении внешнеполитических проблем США; контролирует деятельность президента
и его аппарата посредством регулирования военного бюджета, принятия законов о
предоставлении помощи иностранным государствам и т.п. Со своей стороны
президентский аппарат изобрел механизм, который давал возможность проводить
независимую от конгресса внешнюю политику. Так, 5 из 215 [2] войн проводимых
США были официально объявлены Конгрессом, остальные официально относились к
числу «полицейских акций», «защите стран-участниц НАТО», «прокси-войнам»,
«квазивойнам» и т.п. Такая разнообразная классификация вооруженных действий
позволяла президенту обойти резолюцию о военных полномочиях 1973 г. Например:
Конгресс не был информирован об использовании вооруженных сил США на Кипре, в
Ливане и Южной Корее при президенте Дж. Форде, в Заире при Д.Картере; дважды в
Ливане, в Чаде и на Гренаде при президенте Р.Рейгане [3].
Изучив законодательный материал Конгресса США, а так же мемуары президентов
Никсона и Рейгана, мы можем сделать вывод о том, что определенная
внешнеполитическая линия поведения США определялась идеологией либерализма.
[4]
Представители академического либерализма понимали политический либерализм как
систему базовых свобод и принципов, которые служат для справедливого применения
данных свобод в реальной экономической и политической жизни общества.
Рассмотрим данное положение более детально. Базовые свободы в теории Роулза
состоят из :свободы мысли, свободы совести, политических свобод и свободы
объединений, свободы, которые обуславливают свободу и неприкосновенность
личности; права и свободы, которые регулируются законодательством [5].
Их регулируют следующие два принципа:
Принцип свободы – все люди обладают равными правами на максимально большую
совокупность равных основных свобод, совместимую с аналогичной сист