Ви є тут

Реалізація концепту "хитрість" у російській мові і народній казці

Автор: 
Савицька Лариса Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U000469
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ХИТРОСТЬ» В ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Важным фрагментом национальной языковой картины мира являются
культурно-значимые концепты, описание и анализ которых позволяет сделать выводы
об основных особенностях национального менталитета.
Исследования свидетельствуют, что такие концепты, как «судьба», «душа»,
«жалость», «щедрость», «лень», «простота» ярко отражают специфику русской
ментальности [31, 276]. В исследовании предполагается рассмотреть
лингвокультурный концепт «хитрость» и определить, на сколько указанный концепт
отражает специфику русской национальной ментальности.
Характер и мировоззрение народа отражается в языке, в частности в его
лексическом и фразеологическом составе. Анализ реализаций концепта в
лексической и фразеологической системе языка позволяет сделать выводы об
особенностях отражения окружающей действительности, национальной культуры,
обычаев, верований, традиций, фантазий и истории в национальном сознании
носителей языка.
2.1. Концепт «хитрость» в лексической семантике
Известно, что результатом процесса познания окружающей действительности и её
отражения в сознании являются представления, понятия, теории, суждения,
категории. Одной из составляющих концептуальной модели мира выступает иерархия
общих категорий, представляющих логическую структуру концепта.
Долгое время в лингвистической и философской литературе шел поиск модели
семантических отношений, учитывающий систему категорий познания. Исследование
семантической системы осуществлялось путем рассмотрения отдельных семантических
полей. О семантическом поле шла речь в случае, когда в основе объединения слов
лежала реальная сущность явлений, обозначенных языковыми знаками [257].
В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных как
теоретическим вопросам, так и проблемам функционирования конкретных
семантических полей [52, 89, 188, 193, 228, 257].
В определениях семантического поля прослеживается общая тенденция. Ю.Д. Апресян
[8], О.С. Ахманова [20], Ю.Н. Караулов [91], Г.С. Щур [257] рассматривают
«семантическое поле» как объединение слов на основе семантической общности и
связи между единицами. Исследователи отмечают, что в лексике языковая картина
мира представлена семантическим полем. Расхождения касаются способов выделения
полей и выбора путей структуризации ЯКМ.
Целостное представление о семантическом поле как модели ЯКМ отражено в работах
Ю.Н. Караулова [89], В.В. Морковкина [149], Ж.П. Соколовской [193].
Исследователи предлагают ономасиологический подход в описании лексики как
системы, при котором группировка лексем является конечным результатом.
В процессе познания «формами отражения объективной действительности» являются
категории бытия и познания. Значения слов объединяются на основе содержания
сфер бытия и категорий познания. Ю.Н. Караулов [89] выделяет три сферы бытия
(природа, человек, общество) и девять категорий познания. В.В. Морковкин [149]
также выделяет три сферы бытия, но семь категорий познания. Ж.П. Соколовская
[193] – четыре сферы бытия (неотмеченность бытия, природа, человек, общество) и
восемь базовых категорий познания (бытие, пространство, время, движение,
отдельное, качество, количество, отношения). Категории познания Ж.П.
Соколовская располагает по вертикали, а сферы бытия – по горизонтали. Со
сферами бытия исследователь соотносит семы высшего порядка, образующие четыре
идеографических класса, а с категориями познания – семы идеографических полей.
Основные понятия категорий познания служат базой для выделения 52
идеографических микрополей. По мнению Ж.П. Соколовской, именно идеографический
класс, идеографическое поле и идеографическое микрополе отражают общелогические
связи между предметами объективной действительности, т.е. концептуальную
картину мира. Дальнейшее дробление на тематические группы основывается на
конкретизации объёма понятий, лежащих в основе идеографических микрополей.
Тематическую группу, по мнению Ж.П. Соколовской, составляют слова, объединенные
общностью семы и принадлежащие к различным частям речи [193]. Особенностью
тематической группы является то, что она «выделяется на основе логического
членения широкого понятия», но как «собственно языковое членение представлений
человека об объективной действительности» [193:184].
В работе принимаются положения Ж.П. Соколовской о выделении и наполняемости
тематических групп. Тематической считается группа, которая состоит из слов,
объединенных общностью сем, основных для всех языковых реализаций концепта
«хитрость», и принадлежащих к разным частям речи.
В диссертационном исследовании языковое обозначение концепта «хитрость»
представлено в виде лексико-семантического поля.
Логическая структура исследуемого поля представлена названиями тематических
групп и подгрупп, что соответствует структурной организации концепта «хитрость»
в концептуальной картине мира.
Семасиологическая структура анализируемого поля представляет конкретное
семантическое наполнение, т.е. набор сем и их соотношение в рамках русского
языка, что соответствует языковой реализации концепта в языковой картине мира.
В семасиологической структуре лексико-семантического поля выделяются ядерная и
периферийная части. Между ними нет четкой границы. В ядерной части поля
актуализируется центральная точка исследуемого концепта, которая реализуется в
слове хитрость и представляет имя выбранного концепта.
В большинстве толковых словарей русского языка [270, 271, 272, 273]
существительное хитрость соотносится по значению с прилагательным хитр