Ви є тут

Традиції формоутворення в цивільній архітектурі Ірану.

Автор: 
Морадшелех Абдулбахі
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U002715
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ТРАДИЦИИ ОБЪЕМНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ ИРАНА
Опыт проектирования и строительства гражданских зданий Ирана от древнейших времен до наших дней показывает, что во все времена этим зданиям отводилось важное место в застройке городов, а для их функционального решения характерны продуманность, рационализм и учет традиций. Во втором разделе обобщен опыт проектирования и строительства гражданских зданий в Иране и соседних странах, что позволяет выделить испытанные временем традиции организации функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры гражданских зданий.

2.1. Исторический опыт развития архитектуры Ирана

Культура Ирана своими корями уходит в глубочайшую древность - к 5 тысячелетию до н.э. Почти столь же долгую историю развития имеют и иранская архитектура и изобразительное искусство.
В древнейшем Иране в связи с почти полным отсутствием местного камня и леса на большей части страны основным строительным материалом был кирпич-сырец (хешт), из которого возводились и массовое жилье, и общественные здания, и монументальные сооружения. С древних времен здесь был известен и обожженный кирпич, но применялся он редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола).
Дефицит древесины и высокопрочных каменных пород в значительной степени обусловили широкое развитие сводчатых конструкций. С древнейших времен начало (ІІІ тыс. до н.э.) в Иране сооружались "ложные" своды, однако наряду с ложными встречаются и распорные, и клинчатые своды. В целях экономии дерева клинчатые своды из хешта обычно сооружались без использования кружал. Как и в Древнем Египте, они возводились последовательными поперечными рядами - арками, которые укладывались с наклоном. Для облегчения производства работ и уменьшения распора своду придавали форму повышенного овала или стрельчатую форму.
Художественная культура древнего Ирана стала важным звеном в истории мировой цивилизации античного и раннесредневекового времени. Архитектура и искусство Ахеменидского (VІ-ІV вв. до н.э.), Селевкидского, Парфянского (VІ в. до н.э.- ІІІ вв. н.э.) и Сасанидского (ІІІ-VІ вв.н.э.) Ирана не только активно взаимодействовали, но и соперничали во многом с архитектурой Эллады, Рима и Византии.
В Древнем Иране ахеменидского периода наибольший интерес представляет дворцовое строительство. Самым крупным дворцовым комплексом была резиденция царя в Персеполе (520-460 гг. до н.э.), построенная на вырубленной в скале террасе размером 450х300 м и включавшая в свой ансамбль помимо торжественных ворот-пропилей ряд отдельно стоящи дворцовы зданий (рис.2.1). Среди них доминирующим был многоколонный зал для приемов - ападана, являющийся ярким и самобытным достижением древнеиранской архитектуры. Стройные мраморные колонны высотой более 18 м несли балочное перекрытие из кедра, облицованное листами золота. Яркая раскраска по штукатурке, рельефы, металлические накладки и особенно цветные изразцы, искусство изготовления которых здесь было доведено до подлинного совершенства,- все это создавало богатую палитру декоративных средств древнеперсидского зодчества.
Особенно интересно пластическая разработка колонн стоечно-балочной системы пропилеев и ападаны. Стволы колонн имеют вертикальные желоба - (каннелюры) и высокую базу. Сложные капители состоят из нескольких частей: нижняя имеет вид нераспустившегося бутона со слегка отогнутыми лепестками, на нее поставлен крестовый в плане вытянутый брус с каннелированной поверхностью, вверху и внизу завершающийся двойными волютами. На верхние волюты опираются парные протомы быков, на которые были уложены балки перекрытия.

Сводчатые покрытия стали господствующими в архитектуре сасанидского Ирана, достигнув крупных размеров и большого разнообразия в использовании.
Применялись бескружальная техника, с применением кружал и по типу ложного свода. Наряду с полуциркульным очертанием арок и сводов большое
распространение получает (особенно в конструкциях больших пролетов) параболическая форма, облегчающая производство работ.
Помимо арок и коробовых сводов с ІІІ в. в Иране появляется купол на квадратном основании. Переход от круглого основания купола к необходимому в плане квадрату стен осуществляется путем перекрытия углов тромпами - небольшими сводиками в форме части конуса. Этот прием в последующем получил широкое распространение в архитектуре Передней Азии, Закавказья и Средней Азии.
Новый расцвет архитектуры Ирана в период Сасанидов приводит к созданию крупных дворцов с грандиозными залами и лоджиями - айванами, перекрытыми сводчатыми конструкциями. Характерный для этого периода дворец в Фирузабаде (223 г. н.э.) имеет осевую композицию, расчлененную на две основные части: официальную с тронным залом в виде раскрытого на фасаде айвана и интимную - царские покои, расположенные вокруг внутреннего двора. Дворец занимает площадь 55,5x103,5 м. Его конструкции из булыжного камня необычайно массивны, толщина стен доходит до 5 м. Еще более грандиозным и роскошным по отделке был царский дворец в столице сасанидского Ирана - Ктесифоне (V в.).
Его грандиозные сводчатые залы явились вершиной развития сводчато-купольных форм в странах Передней Азии.
Своды и купола достигали больших размеров. Самый крупный известный купол этого периода в Али-Капу перекрывал пролет 16 м. При кладке стен из булыжного камня купол возведен из обожженного кирпича. Наибольшей сводчатой конструкцией является построенный из обожженного кирпича коробовый свод айвана дворца в Ктесифоне ,пролет которого достигает 25,6 м, а высота - 37 м. Этот свод один из крупнейших в мировой архитектурной практике. Строительно-технические достижения иранцев в области сводчато-купольных конструкций оказали особенно большое воздействие на последующую архитектуру [7,55,56,100,134,150].
Центрами развития средневековой культуры стали круп