Ви є тут

Феномен пограниччя у соціокультурному вимірі

Автор: 
Кочан Василь Михайлович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003705
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПОГРАНИЧЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
2.1. От представления "пограничье" к его понятию

Содержание понятия пограничье с одной стороны очевидно, с другой представляет собой проблему. Из самого термина следует, что это определенная территория, находящаяся вблизи какой-либо границы. Но ответы на вопросы о степени отдаленности от границы, где остаются действенными характеристики, определяющие пограничность территории, типе границ, у которых возможно пограничье (вряд ли можно говорить о пограничье применительно к административной границе между, например, Херсонской и Николаевской областями Украины), условий при которых формируется пограничья как социокультурный феномен остаются открытыми.
Понятие пограничье активно разрабатывалось польскими исследователями. Тематика пограничья весьма актуальна для социокультурной специфики Польши, поскольку сами поляки нередко интерпретируют свою страну как пограничье Европы. Кроме того, государственные границы Польши очень часто изменялись и поэтому актуальны для современной польской политики границы между ее регионами, входившими раннее в состав других стран. Очень часто в истории Польши ее государственные границы не совпадали с этническими.
Тем не менее, в разработке дефиниции пограничья прийти к общему мнению польским ученым не удалось. В определении польского исследователя Г. Бабинского утверждается, что пограничье это более или менее ограниченная историческая территория, на которой происходит культурный и социальный обмен между двумя и более общественными группами ?232, с. 49?. Но достаточно очевидно, что под это определение попадает любая территория, на которой существует более или менее развитая социальная и культурная жизнь.
М. Щепаньский формирование пограничья связывает с государственными границами и политическими практиками, поэтому для него пограничье - это любая территория, локализованная вблизи прошлых или современных политических границ, пересеченная ими в прошлом или на современном этапе, иногда искусственным образом, расположенная в двух или более государствах ?257, с. 36?.
З. Круч также отталкивается от государственных границ, но акцентирует внимание на социальном характере пограничья. По его мнению, пограничье представляет собой "новое социально-экономическое пространство" для формирования которого необходимо наличие государственных границ, в результате действия которых формируются неизвестные ранее типы экономических, культурных и социальных отношений, а также возникают непосредственные контакты между общностями, проживающими на территории пограничья по разным сторонам границы ?Цит. по 260, с. 45?.
А. Клосковская определяет пограничье как "любое соседство культур, которое может возникнуть в результате национально смешанной генеалогии, смешанных браков, принадлежности к национальным меньшинствам, эмиграции или даже индивидуальных установок" ?244, с. 125?. Под такое определение пограничья попадает и взаимодействие на уровне индивидов относящихся к разным культурам, оно не предусматривает собственной территориальности пограничья.
На основе сопоставления изложенных выше вариантов определения пограничья можно сделать вывод, что оно зависит от задач, направленности и отраслевой принадлежности исследования. Так А. Садовский, один из наиболее известных исследователей этнических процессов на пограничьях Польши и специалистов в теории пограничья выделяет три различных способа толкования пограничья:
- социокультурный, согласно которому приграничье - это контакты между двумя и более народами или этническими группами, локализованные в пространстве;
- пространственный, понимающий под пограничьем только лишь территорию, которая находится вблизи границы и далеко от центра;
- личностно-культурный, который фокусирует свое внимание на том, что пограничье - это место формирования нового человека и его культуры ?250, с. 5-6?.
О. Коновалова подчеркивает, что концептуализация пограничья зависит от типа границы. Если мы имеем дело с физической, географической (прежде всего государственной) границей, то акцент в определении пограничья будет делаться на территорию, которая прилегает к той или иной разграничивающей линии. Если граница имеет символический характер, то акцент будет ставиться уже не на территориальность, а на общую идею, разделяемую членами той или иной социокультурной общности, на их самосознание. Пограничье в последнем случае - это определенная социальная и культурная ситуация контакта ?103, с. 82-83?.
Разделяя территорию на части, граница не принадлежит ни к одной из них и формирует собственное пространство значений: ограничивает зону "своего" и обозначает соседство с "чужим"; предусматривает непроницаемость оградительной линии и в тоже время возможность (или необходимость) ее преодоления; обозначает качественно разные ("опасные" и "безопасные") пространственные участки. Такая нагруженность знаковыми смысловыми противопоставлениями придает границе особый семиотический статус "конфликтной зоны", зоны напряженных значений, которая характеризуется состоянием неустойчивости, позицией нахождения объекта "ни тут, ни там", и в то же время необходимостью преодоления, перехода через рубеж, прорыва в другое измерение [108, с. 107]. В этом смысле американский исследователь А. Хуртадо считает, что пограничные области - "не смешивающиеся", а скорее "сколачивающиеся" из разных социокультурных кусков регионы, где "культурные столкновения" "высекают искры" и "создают высокую температуру" [243].
Исходя из вышеизложенного нам представляется, что для социокультурного исследования пограничья наиболее адекватным определение, данное еще в 1975 г. польским этнографом Ю. Хлебовчиком, который определил пограничье как "территорию столкновения и сосуществования разных языковых и этнических групп, для которой характерно специфическое развитие" ?237, с. 21?. Это определение указывает на три существенных черты культуры пограничья:
- пограничье является территориально привязанным, выступает как с