Ви є тут

Теоретико-методичне обґрунтування тестування фізичної підготовленості школярів молодших класів у процесі фізичного виховання.

Автор: 
Білецька Вікторія Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004015
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Методы И ОРГАНИЗАЦИЯ исследований
2.1. Методы исследований
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования
:
– теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической
литературы;
– медико-биологические методы;
– метод экcпресс-оценки уровня физического здоровья;
– педагогические методы;
– методы математической статистики.
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение данных научной и научно-методической
литературы. Теоретический анализ научной и научно-методической литературы
позволил обобщить и использовать в работе данные 271 литературного источника, в
том числе 51 – на иностранных языках по вопросам оценки физической
подготовленности детей младшего школьного возраста, характеристики подходов к
оценке физических способностей, особенностей развития младших школьников;
сопоставительных, индивидуальных и должных норм физической подготовленности
детей и подростков, зарубежных и отечественных систем тестирования физической
подготовленности, а также характеристики современных условий процесса
физического воспитания.
2.1.2. Медико-биологические методы. В ходе констатирующего педагогического
эксперимента использовались метод антропометрии, метод индексов, метод
стандартов, тонометрии, спирометрии, функциональные пробы сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, методы математического анализа сердечного ритма,
эргометрии, газоанализа, спирометрии, пульсометрии, хронометрии.
Антропометрическое обследование детей производилось стандартным инструментарием
по общепринятой унифицированной методике. Антропометрия включала измерения
длины и массы тела, охватных размеров грудной клетки (ОГК) [31].
Оценка уровня физического развития осуществлялась при помощи метода стандартов,
суть которого состоит в сравнении индивидуальных антропометрических величин с
региональными таблицами, которые разрабатывались местными органами
здравоохранения. Нормой зависимых признаков (массы тела и ОГК) служил диапазон
разброса относительно конкретных показателей длины тела, которые являются
базовыми. Оценка уровня каждого измеряемого показателя предполагала пять
уровней развития: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Общая
оценка уровня физического развития определялась по группе длины тела и
соответствии ей других признаков (массы тела и ОГК) [95].
Частота сердечных сокращений в покое измерялась пальпаторным методом. Для
большей достоверности ЧССп пульс подсчитывалась за 60 с [66].
Измерение артериального давления производилось при помощи тонометра методом
Н.С. Короткова [66].
Частота дыхания в покое (ЧДп) измерялась по подсчету количества дыхательных
циклов в минуту в состоянии покоя [66].
Метод спирометрии использовался для измерения жизненной емкости легких.
Осуществлялись 3 измерения с 15-секундным промежутком времени и регистрировался
наибольший показатель [66].
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем
использовались функциональные пробы:
проба Руфье – является простым косвенным методом определения физической
работоспособности, в которой используются значения частоты сердечных сокращений
в различные во времени периоды восстановления после относительно небольших
нагрузок. Индекс Руфье рассчитывался по формуле 2.1:
(2.1.)
Оценка индекса: меньше 3 – высокая работоспособность, 4–6 – хорошая, 7–9 –
средняя, 10–14 – удовлетворительная, 15 и выше – плохая [141, 181];
проба Штанге – произвольная задержка дыхания на вдохе [66];
проба Генчи – задержка дыхания на выдохе [66].
Метод математического анализа сердечного ритма (вариационная пульсометрия) [18,
62, 80] применялся для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой
системы и ее регуляторных механизмов в состоянии покоя (лежа), при
ортостатическом воздействии (стоя), а также в восстановительном периоде (10
минут) после выполнения тестирующих нагрузок. При помощи диагностической
системы «Cardiotest» (12-канальный компьютеризированный электрокардиограф)
регистрировали 100 R–R интервалов электрокардиограммы.
Числовыми характеристиками вариационной пульсограммы являются математическое
ожидание (М) – среднее значение продолжительности интервала R–R,
характеризующее гуморальную регуляцию; квадратическое отклонение (s),
характеризующее вагусную регуляцию; вариационный размах (D Х); мода (Мо);
амплитуда моды (АМо).
Все это позволяет рассчитать комплексные показатели – вегетативный показатель
ритма (ВПР) и индекс напряжения регуляторных систем (ИН):
(2.2)
(2.3)
а также показатель, характеризующий баланс симпатического и парасимпатического
влияния – индекс вегетативного равновесия (ИВР):
(2.4)
Показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР) – взаимодействие автономного
и гуморального канала регуляции – рассчитывался по формуле:
(2.5)
Эти показатели (2.2 – 2.5) позволяют оценить вегетативный гомеостаз и
активность автономного и центрального контуров управления ритмом сердца. Чем
меньше величина ВПР и ИН, тем больше активность парасимпатического отдела и
автономного контура. Чем больше величина ИН, тем выше активность симпатического
отдела и степень централизации управления сердечным ритмом.
Оценка уровня работоспособности и реакции дыхательной и сердечно-сосудистой
систем на беговые упражнения проводилась с использованием методов эргометрии,
газоанализа, спирометрии, пульсометрии, хронометрии. Тестирующие нагрузки
выполнялись на беговом эргометре. Программа проведения исследований младших
школьников предусматривала выполнение комплекса беговых упражнеий, объединенных
в единый блок тестов:
Состояние покоя – 3 минуты (1–