Ви є тут

Розуміння музичного тексту: теоретико-інформаційний аспект

Автор: 
Тучинська Тетяна Ігорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2009
Артикул:
0409U001085
129 грн
Додати в кошик

Вміст

содержание и смысл понятия "понимание музыкального текста" в теоретико-информационном аспекте. Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи нашей работы:
- рассмотреть философско-герменевтические, философско-аналитические, семиотические, а также теоретико-информационные подходы к проблеме понимания музыкальных произведений;
- формализовать процесс понимания музыкального текста, используя комбинаторные методы и теорию фреймов;
- создать действующую программу алгоритмической композиции на основе комбинаторных и фреймовых принципов.
Методологическая основа исследования феномена музыкального мышления и понимания - современные философско-эстетические и музыкально-теоретические концепции, а также теоретико-информационные методы, в частности, теория фреймов. Научные положения диссертации аргументированы на уровне методологии современного теоретического музыкознания. Методологической базой данной работы стали современные философско-эстетические (А. Моль, Ю. Лотман, В. Налимов) и музыкально-теоретические концепции (Б. Асафьев, М. Арановский, В. Медушевский, Ю. Холопов, С. Шип, М. Ковалинас, И. Пясковский), а также фундаментальные исследования в области теоретико-информационных и кибернетических проблем (Н. Винер, К. Шеннон, А. Колмогоров, М. Минский, Д. Коуп, О. Ласке, Я. Ксенакис, Р. Зарипов). В работе применяется синтез различных методов исследования, что вызвано сложностью и спецификой предмета исследования - процесса понимания музыкального текста. Широко используется комплексный метод, обусловленный синтезом теории музыки с другими областями науки, в частности, теорией информации и кибернетикой.
Научную новизну исследования определяет впервые предложенная попытка формализации процесса понимания музыкального текста на основе фреймового подхода и комбинаторных методов (на примере произведений В.-А. Моцарта, В. Сильвестрова). Принципы комбинаторики и вероятностной статистики ("марковские процессы"), фрактальные репродуктивные процессы не только позволяют генерировать композиции с помощью компьютера, но и отражают логику формообразования в традиционных (доклассических и классико-романтических) музыкальных произведениях. Фреймовый подход позволяет осмыслить сложнейшую иерархию многопараметрового и многоуровневого процесса развертывания "технологического сюжета" музыкального произведения, реализованного в условиях определенной жанровой модели. Результатом такого подхода является создание экспериментальных композиций "в стиле" В. Сильвестрова, синтезированных на компьютере на основе информационно-поисковой системы инвариантов в произведениях В. Сильвестрова с помощью программы алгоритмической композиции. Также дан обзор и систематизация современных систем алгоритмической композиции в аспекте решения проблемы понимания музыкального текста.
В процессе решения основных задач исследования впервые в украинском музыковедении:
* предложено решение проблемы понимания музыкального текста путем его формализации на основе фреймового подхода и комбинаторных методов (на примере произведений В.-А. Моцарта, В. Сильвестрова, композиторов-любителей и произведений, синтезированных на компьютере с помощью программ алгоритмической композиции, - MozartDiceGame, Autocomp, Musinum, Fractal Harmonies, CAMUS, Variations);
* проанализирован феномен алгоритмической композиции как целостного явления; подан обзор и систематизация современных систем алгоритмической композиции в аспекте решения проблемы понимания музыкального текста. Сделан анализ специализированного программного обеспечения в области алгоритмической композиции (MozartDiceGame С. Гудвина, Autocomp Т. Кацуда, Musinum Л. Киндерманна, Fractal Harmonies С. Блейк и Дж. Монтойо, Variations Брюса Л. Джакоба, CAMUS Э. Миранды, The SPEAC System Д. Коупа, а также SSEYO Koan Pro и Artsong);
* на основе создания информационно-поисковой системы инвариантов в произведениях В. Сильвестрова с помощью компьютерной программы получены экспериментальные композиции "в стиле" В. Сильвестрова;
* проведен эксперимент по восприятию алгоритмической и созданной человеком (профессиональными композиторами и любителями) музыки.
Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на международной конференции "Музыкально-информационные технологии: проблемы, перспективы развития" (Одесса, - ); всеукраинских научно-практических конференциях: "Музичний твір як творчий процес" (Київ, 8); "Українська та світова музична культура: сучасний погляд" (Київ, - ), "Музыкальное творчество и наука: параметры взаимодействия" (Киев, - ), "Музыка в информационном обществе" (Киев, ).
Практическое применение исследования. Практическая ценность работы заключается в возможности использования исследования для дальнейших разработок в области создания профессионального программного обеспечения для музыкантов и музыковедов, а также для дальнейшего изучения процесса понимания музыкального текста и его моделирования.
Теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы как в научной, так и практической деятельности музыкантов и музыковедов (базы данных), в творческой работе композиторов (специализированное программное обеспечение), в частности, при подготовке учебных пособий, при составлении лекционных курсов по музыкальной информатике и музыкально-информационным технологиям.
Материалы диссертации включены в содержание курсов "Основы музыкальной информатики" и "Компьютерная аранжировка", которые входят в учебные планы Киевского института музыки им. Р. Глиэра. Отдельные главы исследования входят в лекционную часть курсов.
Тема диссертации включена в комплексную научную проблематику кафедры теории музыки НМАУ им. П. Чайковского и соответствует направлению работы кафедры по теме "Анализ музыкального текста".
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Тучинська Т. І. Стабільні теми в творчості В.Сильвестрова - років // Київське музикознавство. Вип. 2. - Проблеми музичної інтерпретації. [зб. статей] / Т. І. Тучинська. - К., . - С. - 3.
2. Тучинская Т. И. О процессе понимания текста музыкального произведения // Науковий Вісник НМАУ ім. П.Чайковського. Вип. . - Музичний твір як творчий процес: [зб. статей] / Т. И. Тучинская. - К., . - С. - .
3. Тучинская Т. И. Пространство и время в музыке В. Сильвестрова // Науковий Вісник НМАУ ім. П.Чайковського. Вип. . - Час. Простір. Музика. - Зб. статей / Т. И. Тучинская. - К., . - С. - 6.
4. Тучинська Т. І. Проблема розуміння музичного тексту в сучасній науці // Науковий Вісник НМАУ ім. П. Чайковського. Вип. . Книга 1. - Українська та світова музична культура: сучасний погляд: [зб. статей] / Т.І. Тучинська. - К., . - С. - 5.
5. Тучинская Т. И. Процесс музыкального смыслообразования как объект компьютерного моделирования. - Науковий вісник НМАУ ім. П.І.Чайковського. - Вип. . - Теоретичні та практичні аспекти музичного смислоутворення: [зб. статей] / Т. И. Тучинская. - К., . - С. - 4.
6. Тучинская Т. И. Системы алгоритмической композиции: принципы и их реализация // Науковий вісник НМАУ ім. П.І.Чайковського. - Вип. . - Музично-творчий процес: наукові рефлексії: [зб. статей] / Т. И. Тучинская. - К., . - С. - 5.
История вопроса в работе затрагивает исследования из разных областей науки. Среди них - философские, логико-математические, кибернетические, эстетические, структурно-лингвистические, музыкально-теоретические исследования. В работе широко используются современные зарубежные исследования в области кибернетики и теории искусственного интеллекта.
Постановка проблемы понимания и ее дальнейшее развитие тесно связаны с герменевтикой. Герменевтический подход к проблеме понимания прослеживается во многих философских исследованиях, начиная с античности (трактат Аристотеля "Об истолковании"). Расцвет классической герменевтики приходится на XIX век, где наиболее крупными фигурами являются М. Шлейермахер и В. Дильтей.
В нашей работе рассмотрены основные герменевтические концепции понимания, в том числе концепции М. Шлейермахера и В. Дильтея, а также концепции представителей философии ХХ века - М. Хайдеггера и Х. Гадамера. Освещаются также концепции русских философов конца XIX - начала XX века - В. Одоевского, В. Розанова. Особое внимание уделяется философским концепциям М. Бахтина и С. Васильева.
Особенности семиотического подхода к проблеме понимания освещены в работах Ф. де Соссюра, Р. Барта, Ю. Лотмана. Музыкально-семиотические концепции В. Медушевского и В. Гошовского тесно связаны с применением точных методов в анализе явлений искусства. Проблема применения точных методов в анализе явлений искусства вообще и музыки в частности рассматривается многими учеными, в числе которых Ю. Холопов, М. Арановский, Эдисон Денисов и Андрей Денисов.
Особое внимание уделяется современным теоретико-информационным и кибернетическим концепциям, затрагивающим проблему понимания. Прежде всего, это исследования Марвина Минского, создателя теории фреймов, а также работы других исследователей в области теории искусственного интеллекта - М. Балабан, Д. Коупа, О. Ласке, А. Марсдена, Р. Роува.
Затрагиваются также музыкально-герменевтические концепции Г. Кречмара, Х. Эггебрехта и В. Суханцевой. Отдельно дан обзор музыковедческих работ, посвященных проблеме понимания музыки.
В исследовании используются работы по классическому музыкальному анализу и теоретическому музыкознанию Б. Асафьева, М. Арановского, В. Бобровского, Н. Герасимовой-Персидской, Н. Горюхиной, В. Задерацкого, Н. Ковалинаса, И. Котляревского, И. Коханик, Л. Мазеля, В. Медушевского, А. Милки, В. Москаленко, Е. Назайкинского, И. Пясковского, Е. Ручьевской, С. Скребкова, Ю. Тюлина, Ю. Холопова, С. Шипа, В. Цуккермана и др.
Также использованы работы по философии, эстетике, культурологии, проблемам историко-стилевого музыковедения, акустики, отдельные исследования по логике и теории вероятностей, кибернетике и общей теории систем, программированию, искусственному интеллекту и др.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех
разделов, Выводов, Списка литературы и Приложений.
Во Введении дано обоснование темы диссертации, ее целей и задач, отмечена новизна и актуальность