Ви є тут

Феномен людства та його соціально-філософська концептуалізація

Автор: 
Андрєєва Тетяна Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3504U000213
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ РЕФЛЕКСИИ ФЕНОМЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС

В дальнейшем, с учетом выделенных и проанализированных концептуальных особенностей понятия "человечество", необходимо осуществить содержательный анализ тех теорий прошлого, в которых наиболее глубоко и последовательно представлен этап социально- философской рефлексии феномена человечества и исследовать то, как результаты этого осмысления отражены в массовом и теоретическом сознании современности.

2.1. Трансцендентальное обоснование единства человеческого рода

Кантовскому учению присуще удивительное свойство - неослабеваемый со временем интеллектуальный магнетизм. Не случайно при решении актуальных философских проблем обращаются к неиссякаемому источнику мудрости - к теории кенигсбергского затворника, анализ идей которого - непременный атрибут серьезных антропологических изысканий, своеобразный показатель того, что ученый не погружается в море эмпирии, а пытается с обыденного уровня подняться на теоретический, в частности, осмыслить трансцендентальные основы бытия человека и человечества.
Прочтение работ немецкого мыслителя требует не только вдумчивого философского, но и терминологически четкого филологического подходов. Как отмечают исследователи [82, с. 34], проблема адекватного перевода и употребления кантовских терминов до сих пор актуальна, что проявляется в обнаружении искажающих смысл неточностей. Понятие "человечество" в работах о И. Канте употребляется достаточно вольно. Так, например, оно раскрывается как человечность, внутреннее достоинство, способность быть субъектом доброй воли [86, с.142], рассматривается синонимично человеческому роду [82, с.166] и т.д. Его же тексты свидетельствуют, что в них понятия "человечество" и "человеческий род" совпадают лишь в некоторых случаях. В основном же они различны по содержанию. Рассмотрим это подробнее.
Единственным первоначальным правом человека в анализируемом творчестве признается присущая каждому индивиду свобода. Ее наличие обусловлено уже фактом принадлежности к человеческому роду. Конкретизация такой зависимости означает наличие в человеке двух сторон - естественно-животной, т.е. физической и сверхчувственной, трансцендентальной.
Говоря о человеческом роде, ученый имеет в виду первую сторону бытия человека, а именно ту, которая характеризует его как эмпирическое, природное существо. Поэтому сюда, на наш взгляд, следует отнести все описания социально-исторических изменений, обусловленных климатом, местностью и т.п.
"Человечество", как правило, включается в те рассуждения, где речь идет о второй стороне характеристики человека - ноуменальной. Это понятие следует отнести к умопостигаемому миру, в котором человек проявляет добрую волю, основанную на подлинной свободе личности. Там господствует всеобщность максимы как закона.
Описания человеческого рода, содержащиеся во многих работах И. Канта - не просто фактологическое изложение, этнографический обзор. Философ не принижает роль эмпирической истории, пытается найти априорную путеводную нить в развитии человечества. По сути, он высказывает свою точку зрения на исторический процесс и предлагает считать его критерием общечеловеческие признаки. Изучая прошлое, по его мнению, потомки будут уяснять только то, что значимо для них во всемирно-гражданском плане [127, с.23]. Свое видение философии истории исследователь описывает в рецензии на книгу "Идеи философии истории человечества" И. Гердера, который в отличие от Вико понимает историю не как простое чередование фаз исторического процесса, а как единое развитие человечества, противопоставленного природе [67,с.125]. Он обвиняет этого автора в отсутствии логической точности и не соглашается с его трактовкой происхождения человечества, с материалистическими догадками И.Гердера (развитие органических сил).
Уже в "Наблюдении над чувством прекрасного и возвышенного"
(1764 г.) ставится задача не подробного описания характеров различных народов, а создания наброска, оригиналы для которого существуют в людской массе любой нации. Причины национальных различий здесь не анализируются, а просто народам приписываются определенные качества. Так, французам и итальянцам в большей степени присуще чувство прекрасного, англичанам и испанцам - возвышенного. При этом предполагается, что "душевный склад того или иного народа лучше всего можно распознать через то, что в нем есть морального" [125, с.170]. Конкретизируя это положение, И.Кант констатирует преобладание чувства нравственно прекрасного у французов, которое соседствует у них с легкомыслием. У немца же эстетическое гармонично сосуществуют с возвышенным. Основными чертами характера голландцев он называет склонность к порядку и трудолюбие. Здесь встречаются меткие, афористичные по форме замечания: "Честь для француза - это тщеславие, для испанца - высокомерие, для англичанина - гордость, для немца - надменность, а для голландца - чванливость" [125, с.174].
Далее описывается то, как проявляются национальные характеры в любви, в религии, в отношении к женщине и т.д.
Пытаясь провести аналогии, ученый пишет: "Японцев можно было бы рассматривать как своего рода англичан этой части света, но только в смысле их твердости..." [125, с.178]. В кантовском описании черт национальных характеров (арабов, индейцев, африканцев, дикарей Северной Америки и т.д.) встречаются неточности, которые обусловлены научным уровнем тогдашних географических знаний. К числу последних можно отнести отрицательную характеристику способностей негров. Ученый соглашается с Д.Юмом, который негативно оценивал способности чернокожих людей, но его вывод еще более суров: "До такой степени значительно различие между двумя этими расами, что и в душевных качествах оно, по всей видимости, столь же велико, как в цвете кожи" [125, с.179]. Если рассмотреть эту цитату вне контекста кантовских рассуждений о человечестве, то можно приписать этому философу ч