Ви є тут

Організація і управління роботою флоту в формі послідовних рейсів

Автор: 
Лапкін Олександр Іванович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0504U000345
129 грн
Додати в кошик

Вміст

<p>РАЗДЕЛ 2<br />ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК В ФОРМЕ <br />ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕЙСОВ <br />2.1. Условия организации работы флота последовательными рейсами<br /> Техническая база работы флота последовательными рейсами включает транспортный флот для перевозки массовых и генеральных грузов судовыми партиями на основе долгосрочных соглашений (прямых договоров), а также перегрузочные комплексы морских портов и судоремонтные заводы.<br /> Основным звеном технической базы работы флота последовательными рейсами является универсальный флот, который приспособлен к широкой номенклатуре грузов. В 90-х годах был осуществлен переход от постройки традиционных универсальных судов к строительству судов многоцелевого назначения.<br /> Универсальные суда предназначаются для перевозки как генеральных тарно-штучных грузов, так и для перевозки массовых сыпучих и навалочных грузов. Универсальные суда по своим конструктивным особенностям различны, однако, для них характерным является возможность осуществления перевозок всех видов грузов. Эти суда обычно полнонаборные, двухпалубные, с высокой степенью раскрытия палубы, что облегчает погрузо-разгрузочные работы с любыми грузами.<br /> Для перевозки насыпных и навалочных грузов у них предусмотрены продольные переборки, которые одновременно создают удобство и для размещения генеральных грузов, так как увеличивается количество грузовых помещений, особенно при твиндечном варианте. Большое число грузовых помещений необходимо также и потому, что обычно судно перевозит много различных грузовых партий, принимая и выгружая их в промежуточных портах захода.<br /> Кроме того, наличие отдельных изолированных помещений дает возможность доставлять грузы, которые по своим свойствам не могут находиться вместе.<br /> Универсальные суда имеют высокое междудонное пространство, чтобы избежать чрезмерной остойчивости и чтобы принять балласт в целях увеличения остойчивости при перевозке палубного груза. Они имеют также полное грузовое вооружение, в том числе тяжеловесные стрелы, а также повышенную вентиляцию. Универсальные суда многообразны по размерам и скорости хода. Однако, преобладают суда грузоподъемностью 10-15 т.т дедвейта со скоростью от 15 до 20 узлов.<br /> В Украине основу грузового транспортного флота составляют сухогрузные универсальные и многоцелевые суда (80,72 % количества и 66,55 % валовой вместимости), а также балкеры (4,07 % и 17,07 % соответственно, табл. 2.1). Средний возраст сухогрузного флота в начале 1998 г. составлял 20 лет. <br /> В настоящее время в стране зарегистрировано 298 судоходных компаний, из которых 63 - частные. Статистика свидетельствует, что за годы, прошедшие с тех пор, как Украина обрела независимость, число судов в государственных судоходных компаниях (а это - основа всего флота) сократилось в 3,3 раза, их суммарный дедвейт - в 6 раз. Эту ситуацию объясняют ряд объективных факторов. Во-первых, национальный флот старится, не получая практически никакого пополнения. Во-вторых, с 1992 г. из госбюджета не выделялись средства на финансирование строительства новых судов, а общие экономические условия затрудняли деятельность судоходных компаний, делали практически невозможным приобретение новых судов. В-третьих, это было связано с высоким экономически необоснованным уровнем <br />Таблица 2.1<br />Флот, зарегистрированный в Государственном судовом реестре Украины, а также имеющий параллельную регистрацию на 01.06.2000 г.<br />Тип суднаКоличество судовВаловая вместимостьЕд.%т%Флот, зарегистрированный в Государственном судовом реестре Украины, всего22583,3387207780,19В том числе сухогрузы9836,2940265337,02Сухогрузы смешанного плавания8029,6218213116,75Грузовые10,3715760,14Балкеры62,22998609,18Балкеры-контейнеровозы20,7487700,82Контейнеровозы20,74132461,2237,02Ро-Ро62,22502414,62Лесовозы31,1160760,56Рефрижераторы145,18414143,81Паромы31,11400473,68<br />Продолжение табл. 2.112345Танкеры93,33241622,22Бункеровщики10,3719010,17Суда, имеющие параллельную регистрацию, всего 4516,6721545519,81В том числе сухогрузы4014,8112918811,88Навалочные20,74611505,62Ро-Ро20,7493460,86Рудовозы10,37157711,45Итого270100,001087532100,0<br />налогообложения судоходных компаний, который, по оценкам экспертов, почти в 3 раза выше, чем в США и Великобритании, в 16 раз выше, чем в Греции, на Кипре и Мальте. В-четвертых, в стране крайне высоки банковские ставки за кредит под залог судов. В 2000 г. они в почти в 3 раза превышали среднемировые. В-пятых, не создана система льгот для привлечения судовладельцев под украинский флаг. Единственная льгота, существующая для отечественных судовладельцев - скидки по портовым сборам.<br /> В результате сложившейся ситуации флот под украинским флагом перевозит всего 7-8 % украинских внешнеторговых грузов.<br /> Вторым по значению звеном технической базы при работе флота последовательными рейсами являются перегрузочные комплексы морских портов, способные осуществлять обработку судов в установленные сроки.<br /> При такой форме судоходства это особенно важно для портов погрузки, где должна быть обеспечена равномерная отправка грузов и минимизировано время их хранения на складе. Немаловажными являются и принципы размещения грузов на складских территориях, которые давали бы возможность оптимального комплектования судовых партий грузов. В этой связи необходимо дальнейшее развитие перегрузочных комплексов, увеличение складских площадей и емкостей, расширение подъездных железнодорожных и автомобильных путей.<br /> Сравнивая показатели общего объема переработки грузов в портах Украины периода 2001-2002 гг., можно отметить увеличение объема грузопереработки на 19,4 %, при этом переработка сыпучих грузов возросла на 34,6 %, а тарно-штучных - на 7,9 %. Из 18 портов увеличили грузопереработку 16, а уменьшили 2 - Октябрьск и порт Херсон (табл. 2.2).<br /> Структура грузопереработки в 2002 г. характеризуется также и т</p>