Ви є тут

Проблеми фемінізму в російській критиці і романах письменниць другої половини ХІХ століття.

Автор: 
ПОГРЕБНА Вікторія Леонідівна
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0504U000348
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРОБЛЕМЫ ЭМАНСИПАЦИИ ЖЕНЩИН В РОМАНИСТИКЕ ПИСАТЕЛЬНИЦ 60-80-Х ГГ. ХIХ ВЕКА

2.1 Активизация женского движения в 60-е гг. ХIХ столетия

Ф. Левинсон-Лессинг в статье "О главнейших факторах женского движения (идеалистические и экономические стимулы)", рассматривая разнообразные проявления движения за женскую свободу, называет основную его цель - "стремление к гражданскому, интеллектуальному и экономическому освобождению" [419, с. 393]. Экономическую причину, "материальную нужду", он справедливо называет "наиболее реальным, наиболее сильным и наиболее общим двигателем" женского движения [419, с. 398] .
Женское неравноправие в России было обусловлено местом и ролью женщины в системе общественного производства. Женщины всех сословий, за редким исключением, жили за счёт того, что им давали мужчины, то есть были экономически от них зависимы. Сфера деятельности женщин ограничивалась домашним хозяйством. После отмены крепостного права происходит быстрый рост капиталистических отношений, разорение дворянства. Многочисленный штат родственниц, приживалок, компаньонок, служанок, гувернанток, содержащийся ранее в дворянских усадьбах, был распущен. Эти женщины, впрочем, как и некоторые дворянки, были вынуждены покинуть разорённые хозяйства и дома и искать собственный заработок.
Труд мужчины, главы семьи, практически во всех сословиях русского общества уже не мог быть единственным источником материального обеспечения. Помимо экономической причины поиска женщиной места работы, существовала и нравственная причина. После освобождения крестьян многие представительницы как разночинской, так и дворянской среды хотели жить своим трудом, быть полезными другим, принимать участие в жизни общества. Женщины из провинции огромным потоком хлынули в столицы, Москву и Санкт-Петербург, чтобы найти работу. До конца 50-х гг. ХIХ века образованным женщинам предлагалась работа гувернантки, домашней учительницы, компаньонки. Неизвестный автор статьи "Ещё о женском труде" (Рассвет, 1859, Т. 3) констатировал, что в середине ХIХ века в России "наука, литература, искусство (сценическое, музыка, пение), прибыльные ремесла, торговля, большей частью закрыты для женщины; она не приготовлена к этим занятиям, ей почти никогда не приходит в голову взяться за что-нибудь подобное; наукою не занимается в настоящее время почти ни одна женщина в нашем отечестве" [420, с. 11].
Революционные демократы первыми начали агитационную компанию за предоставление женщине права на труд, право на свободный выбор профессии. Мы уже упоминали выше статьи М.Л. Михайлова, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, где критиковалась дискриминация женского труда в дореформенной и пореформенной России, обосновывалась проблема женского неравенства с экономической точки зрения, доказывалось, что труд - это тот путь, который даёт женщине личную самостоятельность, материальную независимость, формирует чувство собственного и гражданского достоинства, моральную силу. Экономическую сторону женской эмансипации рассматривали как основную и другие публицисты 60-80 гг. ХIХ ст. (в этом плане являются показательными статьи А. Скабичевского "Женский вопрос с точки зрения парижского бульварного публициста" [421], Н. Страхова "О женском труде" [422], Н.К. Михайловского "К женскому вопросу" [423], "Мужской вопрос или женский (Старая погудка на новый лад)" [313]).
Участие в обсуждении этого вопроса приняли и сами женщины. Одним из первых женских выступлений на страницах периодической печати по проблемам женской эмансипации является заметка г-жи А. "Жалоба женщины" (Современник, 1857, № 5), в которой изображается беспомощность девушки, получившей воспитание в закрытом учебном заведении и вступающей в жизнь. А. с болью говорит об ограниченном круге деятельности женщины, который замыкается спальней и кухней, считает, что женщину нельзя ограничивать сферой только узкосемейных интересов. "Жалоба женщины" заканчивается следующим обращением: "...мне хотелось бы только вымолить у жизни, у обстоятельств, у людей внимания к женщине и помочь ей встать в независимое положение с тем, чтобы она не утрачивала поэтическую сторону женственности. Помогите, ради бога, помогите - все, кто чем и как может" [424, с. 65].
Примерно в это же время в печати появляются статьи М.Н. Вернадской (урождённой Шигаевой; 1831-1860), первой русской женщины-политэконома. Судьба этой женщины уникальна, как и судьба других пионерок женского вопроса, посвятивших свое литературное, публицистическое, научное творчество пересмотру статуса женщины. Мария Николаевна была женой Ивана Васильевича Вернадского, известного политэконома, профессора статистики и политической экономии Московского университета, который издавал популярный журнал "Экономический указатель". Именно в этом журнале были опубликованы популярные статьи Марии Вернадской по политэкономии, которую последняя называла "евангелием жизни" [108, с. 237]. Назовем лишь некоторые статьи М.Н. Вернадской, появившиеся на страницах этого журнала с 1857 по 1859 г. за подписью М.В.: "Женский труд" (№60), "О детском воспитании" (№ 65, 68), "Ещё о женском труде" (№ 92), "Домашнее хозяйство" (№ 105), "Назначение женщины" (№ 132), "Свобода выбора труда" (№ 145). Всего М.Н. Вернадская опубликовала около 25 оригинальных статей, около 80 библиографических заметок в журналах "Экономический указатель", "Вестник Русского императорского Географического общества", "Сельское благоустройство", "Современник", "Отечественные записки", "Морской сборник", "Библиотека для чтения" и др.
В своих работах первая русская женщина-политэконом убедительно заговорила о необходимости женского труда. Она доказывала женщинам, что лишь труд, материальная независимость сделают их равноправными с мужчинами. В статье "Женский труд" Вернадская советует женщинам: "... попробуйте стать на свои собственные ноги, жить своим умом, работать своими руками, учитесь, думайте... а главное - перестань