Ви є тут

Система осмогласия в русской Литургии конца XVII - начала XVIII веков

Автор: 
Гурьева Наталия Валерьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
382
Артикул:
1000278834
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..................................................3
Глава 1. Отражение закономерностей системы осмогласия в многоголосных песнопениях Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына д. ё, Г, д гласов:
Единородный Сыне, глас а ...........................17
Блаженны, глас л ...................................20
Иже Херувимы, глас л ...............................26
Достойно есть, глас 'л .............................34
Единородный Сыне, глас й ...........................42
Блаженны, глас К ...................................46
Ижс Херувимы, глас р. ..............................50
Достойно есть, глас Й ..............................56
Единородный Сыне, глас Г'...........................65
Блаженны, глас К....................................70
Иже Херувимы, глас Р................................77
Достойно есть, глас Р...............................XI
Единородный Сыне, пас д ..........................88
Блаженны, глас д....................................94
И же Херувимы, глас X...............................96
Достойно есть, глас д ............................... ЮЗ
Глава 2. Преломление особенностей системы осмогласия в многоголосных песнопениях Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына ё, £, з, й гласов:
Единородный Сыне, глас ё ........................... N0
Блаженны, глас £ ................................... 115
Ижс Херувимы, глас ё ............................... 117
Достойно есть, глас I .............................. 124
Единородный Сыне, глас § .......................... 133
Блаженны, глас £.................................... 139
Ижс Херувимы, глас & ............................... 142
Достойно есть, глас £ .............................. 149
Единородный Сыне, глас 5 .......................... 159
Блаженны, глас з.................................... 166
Иже Херувимы, глас 3................................ 171
Достойно есть, глас 5 .............................. 182
Единородный Сыне, глас й ........................... 194
Блаженны, глас й ....................................201
Ижс Херувимы, глас й ................................207
Достойно есть, глас й ...............................218
Глава 3. Сводная характеристика гласов
Характеристика гласа..................................л .............................. 230
Характеристика гласа К.............................241
Характеристика гласа Р.............................251
Характеристика гласа л .............................263
Характсрисшка гласа...................................щ ................................2/5
Характеристика гласа § ............................ 286
Характеристика гласа 5 ............................ 298
Характеристика гласа й .............................310
Стефан Иванович Беляев. Черты стиля..................320
Заключение.................................................353
Библиография...............................................355
Приложение 1. Партитуры песнопений.........................383
Приложение 2. Схемы теноровых напевов......................495
Введение
3
Представленная работа посвящена исследованию системы осмогласия в многоголосном авторском творчестве в жанре русской Литургии конца XVII -начала XVIII веков. Предлагаемые три аналитические главы работы являются результатом изучения преломления в четырехголосной вертикали гласовых признаков, заложенных в знаменной теноровой мелодии. Материалом послужили песнопения двух композиторов - Стефана Беляева и Петра Норинына, находящиеся в одном рукописном источнике — “Книгах Божественной Литургии”: Синодальное певческое собрание Государственного Исторического музея, № 1099, 4 книги партий.
Целью настоящем работы является историко-тсорстичсскос описание многоголосной Литургии для получения наиболее полного представления о развитии системы осмогласия в России в эпоху зарождающегося консонантного многоголосия (XVII - начало XVIII в ). Главная задача работы состоит в вовлечении в научный обиход новых неопубликованных ранее песнопений Литургии Стефана Беляева и Истра Норинына, образующих в совокупности восемь гласовых циклов названной службы.
В диссертации впервые представлены сведенные по книгам партий в партитуры песнопения Литургии всех восьми гласов Стефана Беляева и Петра Норинына. Научная новизна работы связана с малой разработанностью данной проблемы в теории и истории музыки, с полным отсутствием в научном обиходе на протяжении нескольких столетий - вплоть до недавнего времени! - доступных фактических сведений и нотных публикаций, подтверждающих существование в певческой практике с XVII века гласовых версий песнопений Литургии. Отечественное музыковедение почти не касалось вопросов бытования осмогласия в названной службе и развития его принципов в традиции русского многоголосия на рубеже XVII - XVIII веков. Все это, вероятно, можно объяснить большими трудностями в поиске и кропотливом отборе документальною и нотного материала.
Первым значительным шагом на пути к изучению многоголосных осмогласных песнопений Литургии явилась вышедшая из печати в 1999 юлу рабога В.В. Протопопова “Музыка русской литургии", в которой опубликованы
54
Она выделяется в качестве типовой благодаря наличию квартового задержания к терции в аккорде доминантовой функции при последовании Узз - 1з.
И|гтсрссным материалом для анализа, на основании которого расширяется представление о технике композиторской работы автора Херувимской, представляются многократные проведения секвенции со звеном из двух аккордов. Так, в роспеве первого слова текста {“Иже" - строка 1) Беляев допускает лишь два звена, предваряющих каденцию:
строкО 4, иоч.
Ближе к концу строки 2 автор увеличивает ссквснционный участок до шести звеньев, начиная первое звено на тон выше, чем в нервом проведении на слове "Иже”:
строка 2
Таким способом Беляев подчеркивает важнейшее слово песнопения — "Херувимы”. Поэтому далее, в последующих строках он не использует столь развернутого построения: в строках 3 (”/Херуви-/-/мы/"), 8 (*‘/Трисвя-/-ту-/ю/”), 9 (“припс-/-ваюше/”) проводится не более двух звеньев, а в строке 12 звучит неточная секвенция из двух звеньев
55
строка Ъ
строка 8
строка 9
(х&руьи)~-
-М СТрисъя)ъ- ~ґи>)(ПРИ-)П€ - -Гвок>^е)
СТРОКА -/2
В итоге, в Херувимской Беляев привлекает материал секвенции в шеста из 16-и строк: от небольших цепочек из двух-трех аккордов до развернутого проведения из 12-и аккордов (6 звеньев) в строке 2. Следовательно, в этом песнопении прием ссквснтного нисхождения является логически продуманным, скрепляющим элементом формообразования, а также показателем индивидуального почерка Беляева, т.к. описанный тип секвенции очень часто встречается но многих сочинениях автора.
В отличие от Херувимской первого гласа, в которой явно различаются признаки трехчастной композиции, в Херувимской второго гласа возможно вычленить лишь две части. Границей для них является строка ”Яко да Царя”, а заключительное троекратное "Аллилуиа” вследствие кульм и на цион пости и стремительности подачи материала в отдельный самостоятельный раздел не выделяется.