Вы здесь

Влияние культуры информационного общества на стадиальные трансформации личности

Автор: 
Бабошин Антон Константинович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2011
Артикул:
302320
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение..............................................................З
1. Культурно-технологическая среда информационного общества: социологический анализ...............................................20
1.1. Ценностная система информационного общества...................20
1.2. Личность в технологической среде информационного общества.....56
2. «Киберфилия» как результат трансформации личности в информационном обществе.............................................................83
2.1 Феномен «киберфилии» в современном информационном обществе...83
2.2. Эмпирические характеристики типа личности «киберфил».........119
Заключение..........................................................153
Список литературы...................................................157
2
Введение
Актуальность исследования. Влияние культуры современного информационного* общества*, на стадиальное изменение социальных, личностных характеристик человека наблюдается уже достаточно давно, во многих странах вступивших на путь информатизации. Тем не менее, научных работ изучающих данный процесс не так много. Россия XXI века связывает перспективы своего развития именно с теми аспектами жизнедеятельности, которые представляют наукоемкие технологии. Определив такой курс развития страны, несомненно, следует задуматься о том, каким же образом это скажется на каждом отдельном человеке, какие положительные и отрицательные последствия могут возникнуть в результате таких кардинальных преобразований. Отчасти предсказать возможные изменения в личности людей, можно на примере вступивших на данный этап развития еще в конце XX века, таких стран как США, Япония, Китай и др. Однако при таком подходе к изучению данного явления возникает сложность. Культура каждой страны уникальна, она складывалась из множества факторов, и на протяжении очень длительного периода, а процесс информатизации в общих своих чертах, един для всех стран. В связи с этим, информационное общество' США, Японии, Китая, и других стран имеет свой «культурно-инновационный окрас». Иными словами при сравнении характеристик изменения личности в каждой отдельной стране выявляется множество различий и в отношении «человек-человек» и в отношении «человек-машина», это в полной мере будет свойственно и для России, поэтому необходимо предпринимать попытки анализа уже проявивших себя изменений в личности, за недолгий период развития информационного общества в России.
Все это обусловливает необходимость научного исследования принципиально новых социальных и культурных стадиальных изменений, происходящих с личностью под воздействием бурно развивающихся информационных технологий и процессов.:
3 •
<
I
I
* Научная новизна исследования выражена в следующем:
; 1. В систематизизации концепций информационного общества по трем
1 типам в зависимости от принимаемых в них сущностных характеристик
2 информационного общества и выделяемых последствий влияния на личность. Технотронные — акцентируют внимание на технологии как
{ важнейшем факторе развития культуры и разрушении в информационном
г
обществе традиционной системы межпоколенческой трансляции норм и ценностей, изменении способов культурной самоидентификации.
> Гуманистические - подчеркивают негативные последствия информатизации
для личности, искажение культурных норм и ценностей. Сетевые —
*
выражают постмодернистский тезис неопределенности в культурной и
ценностной сфере, возможность их альтернативного развития.
2. В описании возможных сценариев трансформации личности в
I
{ культуре современного информационного общества («компьютерный
некрофил», «интернет-аддикт», «информационный профессионал»,
( «киберфил») и обосновании типа «киберфил» как модального для
информационного общества. Исходной точкой трансформаций становится неприятие социума как живого динамично развивающегося организма. «Компьютерный некрофил»балансирует на грани социальной и
информационной среды, сублимируя отчуждение от социума в объекты и технологии виртуальной реальности, становясь в информационной среде социально-доступным, контактным. «Интернет-аддикт» выражает крайнюю степень асоциальности, полный уход в виртуальность, «информационный профессионал» свободно реализуется как в информационной, так и в обычной социальной среде, легко отказываясь от использования компьютерных технологий, которые интересны ему лишь как профессиональная реализация.
3. В выделении общедетерминирующих и конкретных воздействий культурно-технологической среды информационного общества на
15
вероятность появления и распространения особого типа личности («киберфил»), успешно сочетающего чуждый ему мир социальных отношений и информационную среду. Социальные, культурные и личностные характеристики сочетаются в данном типе так, что культура отношений в социальной среде, и максимально высокий уровень «общения» с техникой, причем не только на профессиональном, но и на интимном уровне, когда компьютер выступает в роли лучшего друга, превращают его в движущую силу развития информационного общества.
4. В выделении системно связанного спектра социальных и личностных качеств информационно-зависимых типов личности (рефлексивность, высокий уровень детского эгоизма, отчужденность от социума, неконтактность, высокий уровень образованности, амбициозность самооценки, социальная фрустрированность и др.).
Теоретическая и практическая значимость работы:
Теоретическая значимость работы состоит в проведении компаративного анализа сложившихся в гуманитарной науке теорий и концепций информационного общества; установлении прямой взаимосвязи диалектики бытия информационного общества, с появлением новых типов личности; описании качества и характеристики одного из новых информационно-зависимых типов личности («киберфил»).
Практическая значимость работа выражена в возможности использования ее материалов в современном кастинге, менеджменте, в учебных курсах по социологии культуры, социологии духовной жизни, в социодиагностике, в обгцей и социальной психологии.
Положения выносимые на защиту:
1. Сложность социологического исследования и прогнозирования особенностей развития личности в современном информационном обществе подтверждается многообразием существующих в социо1уманитарном знании подходов к анализу культуры информационного общества. В рамках