Вы здесь

Особливості розвитку радянської упаковки 1930-х років. Утилітарні та художні аспекти

Автор: 
Сбітнєва Надія Федорівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U002136
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ ТАРЫ И УПАКОВКИ В ОБЩЕСТВЕ
И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА
СОВЕТСКОЙ УПАКОВКИ 1930-Х ГОДОВ
Прежде чем приступить к анализу советской упаковки 1930-х годов, следует уточнить, что понимать под термином "упаковка" и как соотносятся понятия "тара" и "упаковка". В соответствии с существующими стандартами, упаковка определяется как "средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнения, а также облегчающих процессы эффективной доставки, транспортирования, распределения, информирования, реализации и потребления продукции" [168, с. 6].
Согласно современной классификации, приведенной в книге В.Л. Шредера и К.С. Йованович "Картон. Тара и упаковка" [196, с. 6], упаковка делится на тару и вспомогательные упаковочные средства (ВУС), т.е. тара может выполнять функции упаковки самостоятельно (и тогда между терминами "тара" и "упаковка" можно поставить знак равенства) или в сочетании со вспомогательными упаковочными средствами: крышками, обертками, этикетками и т.д. (в этом случае понятие "упаковка" трактуется шире, нежели "тара"). Таким образом, есть некоторые нюансы, не позволяющие считать указанные понятия терминами-синонимами. Однако различия между ними столь несущественны, что в ряде языков оба понятия переводятся одинаково, например, в немецком - "die Verpackung", в английском - "package".
В 1930-е годы между указанными понятиями различия не существовало. В циркуляре Наркомторга и Главполитпросвета №290/54/1463 от 26.09.1929 значилось: "под тарой понимаются не только упаковочные обертки, коробки и т.д., но и торговые этикеты, ярлыки и т.п." [55, с. 10]. Логично будет в данной работе для максимально точного воспроизведения картины того времени воспользоваться таким подходом к использованию указанных терминов. Подчеркнем, что одновременное использование их как в 30-е годы ХХ столетия, так и в наши дни подразумевает: "транспортная тара" и "потребительская (розничная) упаковка".
Для глубокого и всестороннего анализа упаковки конкретного исторического периода необходимо реконструировать экономические и социокультурные условия ее создания и определить факторы, оказавшие непосредственное влияние на формирование ее образа. Важнейшими среди них являются: характер самого товара и его свойства (поскольку упаковка всегда вторична по отношению к своему содержимому), особенности производителя и потребителя данного вида продукции. Таким образом, изделие, товар как результат производственной деятельности предприятия, предназначенный для использования определенной социальной категорией потребителей, связывает производителя (адресанта) и потребителя (адресата) в единую систему. В этой связи огромное значение имеет коммуникативная функция упаковки.
Являясь своеобразным посредником между адресантом и адресатом товара, упаковка находится в прямой зависимости от обеих сторон. Рассмотрение упаковки (равно как и любого другого объекта) с позиции современных требований и критериев оценки было бы ошибочным. Выявление характера упаковки должно базироваться на четком представлении о типе взаимоотношений между производителем и потребителем, о требованиях, предъявляемых ими к упаковке и, соответственно, о критериях ее оценки. На основе этих данных можно сделать выводы, позволяющие понять задачи, стоявшие перед упаковкой, и адекватно оценить степень их выполнения.
2.1. Типы упаковки и особенности их изготовления
в экономических условиях 1930-х годов
Предвоенное десятилетие в Советском Союзе - время нэпа в его завершающей фазе. В этот период первостепенное внимание уделялось развитию отраслей, необходимых для обеспечения экономической независимости и обороноспособности страны. Развитие легкой промышленности существенно отставало. Вследствие этого население испытывало нехватку предметов первой необходимости: продуктов питания, одежды, обуви. На протяжении десятилетия проблема обеспечения людей промышленными и продовольственными товарами то смягчалась, то обострялась вновь, но в целом основная часть реализуемых через розничную торговлю товаров принадлежала к категории остродефицитных и распределялась в централизованном порядке [17, с. 479-480].
Государственная торговля носила в исследуемый период примитивный характер. Магазинов было мало, ассортимент предлагаемых в них товаров был предельно узким. В то же время существовала сеть магазинов закрытого характера, доступ в которые имели лишь категории лиц с особыми привилегиями: технические специалисты, руководящие работники, иностранцы, рабочие-ударники, премированные специальными талонами. Имелись также магазины, в которых торговля велась по коммерческим ценам, а в некоторых случаях - даже за золото и конвертируемую иностранную валюту. Разумеется, для большинства граждан товары в них были недоступны.
В обычных магазинах качество обслуживания покупателей по причине отсутствия фасованных товаров было невысоким. Потребительской упаковки в 30-е годы производилось крайне мало. Использовалась она только в тех отраслях, где без неё обойтись было невозможно, например, в парфюмерно-косметической, кондитерской, табачной, химической, лакокрасочной и некоторых других. Из-за нехватки упаковочных средств торговые предприятия не имели возможности производить предварительную расфасовку товаров и даже не располагали в достаточном количестве простой упаковочной бумагой. Покупателям предлагалось приносить свою тару [171, с. 19].
Продовольственные товары доставлялись в торговые точки в транспортной таре. Плодоовощная продукция привозилась в ящиках; сахар, мука, крупы - в мешках; макаронные и кондитерские изделия - в мешках и ящиках; овощи и вяленая рыба - в корзинах; солёная рыба, овощи, квашеная капуста - в бочках; молочные продукты, растительные масла - в бидонах; сыры - в барабанах. Промтовары также поступали в магазины навалом в транспортной таре, чаще всего в деревянных ящиках, служащих для перевозки различных грузов и подлежащих возврату на предпри