Вы здесь

Формування раціональної структури автопарку в умовах випадкових характеристик потоку замовлень на перевезення вантажів

Автор: 
Наумов Віталій Сергійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U000208
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

<p>РАЗДЕЛ 2<br />ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ<br />2.1 Формализация объекта исследования и постановка задачи<br /> Парк грузовых автомобилей современной автотранспортной фирмы можно разделить по назначению на две группы: парк автомобилей для выполнения договорных объёмов перевозок и парк автомобилей для выполнения разовых заявок на перевозку грузов. Расчёт рациональной структуры парка в таком случае будет проводиться для каждой группы в отдельности соответственно предназначению транспортных средств.<br /> Для формализации парка подвижного состава автотранспортной фирмы используем аппарат теории множеств [30-32].<br /> Согласно Кантору, множество есть любое собрание определённых и различимых между собой объектов нашей интуиции или интеллекта, мыслимое как единое целое [30].<br /> Пусть А - множество существующих (доступных) моделей транспортных средств. Парк подвижного состава ААП - конечное множество, включающее подмножества АП (парк автомобилей для выполнения договорных объёмов перевозок) и АР (парк автомобилей для выполнения разовых заявок на перевозку грузов).<br /> В [32] приводится следующее определение. Множество, которое состоит из элементов некоторого множества А так, что эти элементы могут входить в состав этого множества в каком угодно количестве экземпляров, называется мультимножеством множества А и обозначается М(А). Исходя из этого определения, можно сказать, что множества ААП, АП и АР являются мультимножествами множества А:<br /> (2.1)<br /> Кроме того, множество ААП включает в себя множества АП и АР. Согласно [30] объединение множеств А и В есть множество всех предметов, которые являются элементами множества А и В. Таким образом, объединение множеств АП и АР в свою очередь определяет множество парка подвижного состава предприятия:<br /> (2.2)<br /> Структуру множества АП можно представить в виде матрицы Апост:<br />, (2.3)<br />где аij - количество автомобилей j-ой модели для перевозки груза i-му клиенту;<br /> n - количество клиентов;<br /> m - количество моделей автомобилей.<br /> В свою очередь структуру автопарка для выполнения разовых заявок на перевозку грузов представим в виде вектора АР.З.:<br />. (2.4)<br /> Таким образом, структуру парка подвижного состава современной автотранспортной фирмы можно представить следующим образом (рис. 2.1).<br />Рис. 2.1 Структура парка грузовых автомобилей<br /> Основной целью функционирования современной фирмы, автотранспортной в частности, является получение максимальной прибыли [33]. Так, в [34] отмечается, что "... критерием для оценки любого, в том числе и автотранспортного предприятия, является прибыль от его производственной деятельности. При стабильных ценах на транспортировку груза размеры прибыли определяются количеством транспортной продукции и затратами, связанными с выполнением работ по производству этой продукции". Следует отметить, что количество выполненной транспортной продукции определяется провозными возможностями парка грузовых автомобилей предприятия (в том числе, его структурой). Таким образом, цель функционирования современной автотранспортной фирмы можно выразить следующим образом:<br />, (2.5)<br /> где П - прибыль автотранспортной фирмы.<br /> Основной задачей исследования соответственно является определение такой структуры автопарка, перевозка грузов с использованием которой принесёт максимальную прибыль. Как видно из графика на рис. 2.2, существует такое значение суммарной провозной возможности автопарка qopt, при которой прибыль будет максимальной.<br />Рис. 2.2 Зависимость прибыли от провозных возможностей<br /> Но конкретное значение суммарной провозной возможности предприятия может иметь множество вариантов структур автопарка. Из них рациональной в дальнейшем будем считать такую структуру, которая наиболее полно обеспечит потребности населения и организаций в транспортировке грузов.<br />2.2 Выбор критерия эффективности использования <br />грузовых автомобилей<br /> Практически в каждой из рассмотренных методик расчёта рациональной структуры автопарка содержится этап выбора оптимальной модели автомобиля по заданному критерию. Выбор критерия эффективности использования грузового автомобиля является определяющим фактором при формировании рациональной структуры автопарка, так как применение различных критериев приводит к различным результатам расчётов структуры автопарка. Так, в [35] упоминается, что оптимальная по производительности грузоподъёмность автомобиля всегда больше грузоподъёмности, оптимальной по затратам на перевозку. То есть при использовании в качестве критерия эффективности использования подвижного состава производительности приведёт к результату иному, чем с использованием в качестве критерия затрат на перевозку.<br /> Сложность и многогранность понятия эффективности крайне затрудняет выработку единого показателя его оценки. Д.П. Великанов эффективность использования автомобиля определяет как возможность осуществлять перевозки с наименьшими материальными и трудовыми затратами [36]. Х.Д. Квитко считает, что для оценки эффективности необходима комплексная система показателей, которая должна отражать степень удовлетворения общественных и личных потребностей, а также прирост продукции или услуг на единицу затрат с сохранением установленных качественных характеристик [37].<br /> В изучении эффективности использования автотранспортных средств чётко обозначились два направления. Первое направление - анализ эффективности использования автомобиля, зависящей только от особенностей конструкции. Целью данных исследований является наиболее рациональное совершенствование конструкций автомобилей в направлении специализации и общего повышения их эффективности (Д.П. Великанов, В.А. Илларионов и др.). Авторы данного направления полагают, что оценка эффективности использования автомобилей только по себестоимости перевозок, принятая на автомобильном транспорте, является недостаточной, так как этот показатель выражает величину издержек лишь непосредственно на осуществление транспортного процесса. "Чтобы выбрать наиболее рациональный автомобиль или а</p>