Ви є тут

Методичні основи управління транспортуванням і складуванням вантажів у логістичних системах (на прикладі Українського Причорномор'я)

Автор: 
Боделан Ігор Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003511
129 грн
Додати в кошик

Вміст

<p>РАЗДЕЛ 2<br />МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ<br /> <br />2.1. Основные особенности математических моделей, используемых для проектирования транспортных логистических систем<br /> <br /> Как известно, современные методы разработки проектов производственных и технических систем существенно используют математические или имитационное моделирование. Это позволяет на стадии проектирования учесть возможные в перспективе режимы функционирования создаваемого объекта, его взаимодействие с другими системами, установить оптимальные значения основных технических, технологических и экономических параметров, обеспечивающие устойчивую и эффективную работу системы. Все вышесказанное в полной мере относится к разнообразным логистическим системам и, в частности, к ТЛС.<br /> Приведенные в п. 1.3 примеры реальных ТЛС показывают, что для их эффективного функционирования необходимо привести в соответствие значения технических параметров подвижного состава и транспортной инфраструктуры, технологии перевозки и перегрузки грузов, а также оптимальным образом управлять всей транспортной цепочкой.<br /> Рассмотрим основные типы возможных проектов создания ТЛС и дадим их классификацию. Прежде всего следует придерживаться общепринятого определения понятия "проект". В специальной литературе, посвященной управлению проектами, дается несколько определений проекта [44]. К примеру, Мировой Банк дает такое определение:<br /> "Понятие "проект" обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями...".<br /> При этом под целями Мировой Банк подразумевает достижение специфических для него результатов, имеющих главным образом социально-экономическую направленность.<br /> Достаточно общее определение проекта приведено в [45]: "Проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями по качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией".<br /> На практике возникает большое разнообразие проектов реальных систем. Эти проекты могут отличаться друг от друга составом предметной области, сферой приложения, масштабом, продолжительностью разработки и реализации, составом специалистов, степенью сложности, величиной конечного результата и др. В настоящее время имеется несколько классификаций множества различных проектов. Например, классификация, приведенная в [45, 46] выделяет:<br />1) тип проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;<br />2) класс проекта: монопрект, мультипроект, мегапроект;<br />3) масштаб проекта: мелкие проекты, средние проекты, крупные проекты, очень крупные проекты;<br />4) длительность проекта: краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5 лет);<br />5) сложность проекта: простые, сложные, очень сложные;<br />6) вид проекта: инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, смешанный.<br /> Одним из основных понятий, связанным с проектом и определяющим его сущность, является понятие цели проекта, под которой понимается желаемый результат деятельности, достигаемый в заданном промежутке времени.<br /> Другим важным понятием служит жизненный цикл проекта, представляющий совокупность ступеней развития проекта. Любой проект проходит четыре фазы развития: концепция, разработка, реализация, завершение. Фазы, в свою очередь, делятся на стадии, стадии - на отдельные этапы.<br /> Еще одним ключевым понятием является управление проектами (Project Management), которое также может определяться несколькими способами. Например, английская ассоциация проект-менеджеров придерживается следующего определения [47]: "Управление проектом - это управленческая задача по завершению проекта в установленное время, в рамках заданного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями. Ответственным за достижение этих результатов являются проект-менеджер".<br /> Профессор Х.Решке определяет управление проектами как "прямую, межпрофессиональную корпорацию процессов планирования, управления и принятия решений при межпрофессиональной постановке задач" [48].<br /> Проекты ТЛС можно отнести к технико-организационному типу мультипроектов, состоящих из ряда взаимосвязанных монопроектов и требующих применения многопроектного управления. По своему масштабу они могут быть отнесены к категории крупных проектов, а по длительности - к краткосрочным или среднесрочным в зависимости от его сложности.<br /> Сложность проекта ТЛС определяется такими факторами, как номенклатурой перевозимого груза и его транспортабельностью, расстоянием перевозки по схеме "от двери до двери", числом перевалок груза, типом и числом транспортных средств, регулярностью их движения, базисными условиями поставок и др. Такие проекты сочетают в себе черты инвестиционных и инновационных проектов.<br /> Цель проекта ТЛС заключается в организации интегрированной цепочки доставки требуемого количества груза заданного качества от производителя (грузоотправителя) грузополучателю с минимальными затратами и в договорные сроки.<br /> Экономико-математические модели, которые могут использоваться для анализа и проектирования ТЛС, должны учитывать специфические особенности таких систем. Поэтому непосредственное применение классических и хорошо изученных моделей транспортных систем [49-53] вне логистических интерпретаций не представляется возможным.<br /> К указанным особенностям с учетом основных функций ТЛС следует отнести следующие:<br />? необходимость согласованного перемещения грузов по звеньям интегрированной цепочки при сведении к минимуму заторов движения транспорта в пути следования и чрезмерного скопления грузов на складах;<br />? организация движения информационных и финансовых потоков, согласованного с движением материальных потоков;<br />? использование принципов интермодализма при организации взаимодействия разных видов транспорта в пунктах перевалки</p>