Раздел 2
Украинский ансамбль тромбонов
как жанровАЯ система
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI векОВ
2.1. Проблемы периодизации и тенденции развития отечественного
ансамблево-тромбонового искусства
Не только история, но и предыстория ансамблево-тромбоновой системы музыкальных
жанров, представленных оригинальными сочинениями, насыщены атмосферой
парадоксальности. Несмотря на то, что тромбоны, как и другие современные
музыкальные инструменты, имеют примерно общую по протяженности историю, для
первых, в отличие от последних, оригинальная ансамблевая музыка до второй
половины XX столетия оставалась на периферии художественных интересов.
Многообразны исторические предпосылки устойчивого интереса к созданию
оригинальных сочинений для ансамбля тромбонов на современном этапе. Из их числа
с акцентируем внимание на следующих.
Одновременно с рождением оперы происходит утверждение тромбоновой группы в
оперном оркестре, а затем, с развития оркестрового мышления и в симфоническом.
Ансамбль тромбонов, как известно, имеет шестисотлетнюю историю и, естественно,
довольно богатые исполнительские традиции. Однако оригинальные сочинения для
ансамбля тромбонов представляли собой исключения. Так, до нашего времени дошли
24 Сонаты Г. Рейхе (1696 в.) для трех тромбонов и цинка ("либо для четырех
тромбонов, где сопрано-тромбон играл партию цинка" [110, c. ]), «Drei Equale»
для квартета тромбонов Л. В. Бетховена. «Правилом» же были лишь переложения,
предназначенные для анализируемого состава. К этой общей закономерности
относится и ансамблево-тромбонновое искусство в Украине, где до конца первой
половины XX века существовали лишь переложения.
Одной из предпосылок утверждения оригинальных сочинений для ансамбля тромбонов
явилось рождение такого явления, как сольный Концерт для тромбона с оркестром.
В этом отношении велика роль концертов Ф. Давида, Н. Римского-Корсакова, В.
Блажевича, А. Зноско-Боровского и др. Рост виртуозности способствовал
превращению тромбона в концертирующий инструмент.
К числу предпосылок относится тенденция появления оригинальной музыки для
ансамбля тромбонов и значительный интерес к нетрадиционным ансамблям и
ансамблю как таковому, наблюдаемый с первой половины XX века.
Для ансамблево-тромбоновой культуры характерны те же черты, что и для ансамбля
как такового рубежа ХХ-ХХI веков в целом. В первую очередь, это культивирование
малых инструментальных составов. Как указывает Г. Рождественский, «интерес
художников к небольшим составам – естественная реакция на «гигантоманию,
характерную для; творчества ряда крупнейших зарубежных мастеров первой трети XX
века» [99, c. 50].
Для ансамбля тромбонов оказалась характерной и такая общая черта современной
ансамблевой музыки как возрождение принципов эпохи Барокко. По наблюдениям
И. Польской, это «"групповое концертирование солирующих инструментов в
ансамбле, образная и ролевая индивидуализация ансамблевых партий (голосов),
опирающаяся на полифонический тип мышления. Кроме того, присущие современной
ансамблевой ситуации такие черты, как увеличение числа взаимодействующих
субъектов, неожиданность и нестандартность ансамблевого «соотношения сил»,
распространяется также и на ансамбль тромбонов, во многом объясняя, в том
числе, причины возникновения самого интереса к последнему"» [90, с.63].
Длительный путь развития, пройденный тромбонами как инструментами
оперно-симфонического оркестра, бурное развитие сольного ансамблевого
исполнительства в начале XX в., способствовали возрождению ансамбля тромбонов
на новом небывалом уровне. Весь свод указанных тенденций позволяет сделать
вывод о закономерности устойчивого интереса к созданию и оригинальной музыки
для ансамбля тромбонов.
Парадоксальность, непредсказуемость, имманентно свойственные истории
украинского ансамбля тромбонов в фазах формирования и становления,
предопределили логическую закономерность дальнейшего бытия этой жанровой
системы. Художник, творя небывалые ранее новые сферы в искусстве, соединяет
прежде разобщенное, несоединимое в художественное целое, не равное каждой из
образовавшихся его составных частей и качественно превосходящее их.
В роли такого художника в области создания оригинальной музыки для ансамбля
тромбонов в Украине выступил А. Зноско-Боровский. Рождение первого украинского
оригинального произведения для ансамблей тромбонов - Скерцо для трех тромбонов
А. Зноско-Боровского (1937, опубликовано в 1955) - знаменательно не только в
масштабах украинского музыкального искусства. Лишь за год до этого (в 1954)
И. Стравинский написал Триптих «Памяти Дилана Томаса» для квартета тромбонов,
струнного квартета и голосу (тенор). Именно с него начинается «поворот» к
стабильному интересу в создании оригинальных сочинений для ансамбля тромбонов в
масштабах музыкальной Вселенной. Появившиеся почти одновременно произведения
имеют и общую знаковую функцию в исторических судьбах оригинальных произведений
для ансамбля тромбонов. Таким образом, сочинение украинского композитора должно
быть соотнесено с общехудожественными музыкальными процессами в области истории
ансамблей тромбонов в целом.
Однако значимость сочинения Зноско-Боровского не ограничивается исключительно
историческим примером - велико и его художественное значение. Скерцо
А. Зноско-Боровского, ставшее «точкой отсчета» в истории украинского
тромбонового ансамбля, представляет собой интереснейший образец национального
решения жанра вариаций. Произведение следует трактовать как два перемежающихся
рассредоточенных цикла двойных вариаций разных типов. Кажущаяся простота Скерцо
оборачивается неоднозначностью, кото
- Киев+380960830922