Ви є тут

Концепции политической модернизации российского общества : Компаратив. анализ на материале консерватив. и анархист. доктрин 2-ой половины XIX - начала ХХ вв.

Автор: 
Матюхин Андрей Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000200499
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I
Социально-философские и политологические основы теорий модернизации в русском консерватизме и анархизме.
§1 Антиэтатизм как предпосылка социальной модернизации в русском анархизме.
§2 Этатизм и религиозная легитимация монаршей власти как основа эволюционной модернизации в русском консерватизме.
§3 Личность и общество в теориях консервативной и анархистской модернизации.
ГЛАВА И
Формы, принципы и методы социальной и политической организации общества в анархистских и монархистских проектах модернизации
§1 Государствениое управление и бюрократия §2 Социальная организация общества и самоуправление §3 Централизм - федерализм
§4 Революционная и консервативно-эволюционная модели модернизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3
20
20
31
50
68
68
89
123
142
178
191
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одной из важных и значимых проблем современности, оказавшейся в центре идейных столкновений, является вопрос о политической модернизации, целях, формах и методах ее проведения. Можно констатировать, что в России этот вопрос сейчас приобретает характер не абстрактных теоретических дискуссий. Он чрезвычайно актуализировался в результате политической и экономической практики радикальных реформ последних семи лет.
В современной социальной науке нет однозначного подхода и единых критериев по вопросу модернизации как теории общественно-политического реформирования. Например, П. Штомпка говорит о трех, как минимум, «смыслах», которые вкладываются в понятие «модернизация» в европейской и американской социологии: 1) все прогрессивные социальные изменения; 2) современное состояние Запада как результат социальных, политических, экономических и культурных трансформаций, начавшихся с XVI века; и 3) стремление и усилия отсталых и слаборазвитых обществ «догнать» ведущие развитые страны.1 Процессы модернизации определяются и классифицируются часто по различным основаниям, с выделением определенных ведущих параметров, например, как архаичные, экономические; постэкономические, доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные, первичные и вторичные, органические, неорганические и т.д. Следует отметить, что теории модернизации на Западе сложились под непосредственным влиянием собственного социально-экономического развития, в процессе зарождения новых идей, изменения ценностных ориентаций и появления социальных сил, взявших на себя роль субъектов модернизации («третье сословие», «рабочая аристократия», предприниматели, технократы) и выдвинувших своих лидеров на арену идейно-политической борьбы. В XIX - первой половине XX века в русле концепций модернизации как социальной теории общественного развития работали многие крупные философы, социологи и мыслители. Здесь можно назвать имена 3. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, Ф. Тенниса, Р. Парка и др. Но наиболее широкое распространение и научную значимость теория модернизации получила после II Мировой Войны как концепция глобального развития современного мира. Преобладавший на протяжении 50-60-х годов взгляд на модернизацию, разрабатывался в рамках универсалистской традиции западного
1 См/. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996. - С. 170-171.
19
рабочей гипотезы, в работе использован метод сравнительного анализа, необходимость применения которого вытекает из цели исследования.
Научная новизна данной диссертационной работы заключена в самой постановке проблем и задач исследования, и представляет одну из первых попыток системного сравнительного анализа концепций политической модернизации в интерпретации полярных в идейно-политическом спектре России доктрин -анархистской и консервативно-монархической. На основе широкого круга источников проведена реконструкция, систематизация и анализ идей и воззрений представителей анархизма и консерватизма на проблемы исторического развития России, ее политического будущего, о путях, способах и методах общественных преобразований, формах и принципах социально-политической организации общества. в процессе модернизации. В диссертации использованы многие неизвестные и малоизвестные произведения представителей русской социально-политической мысли (что диктуется необходимость системной, комплексной реконструкции консервативно-монархической и анархистской доктрин), значительная часть которых впервые вводиться в научный оборот. Это относиться к работам А. Атабекяна, А. Белецкого, В. Волина, П. Казанского, П. Логанова, П. Семенова, А. Тышко, В. Черняева, Л. Чёрного, В. Ярмонкина и др.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период со И-й половины XIX века до 20-х годов XX века - времени зарождения, становления и, в последствии, исчезновения из отечественной науки консервативно-монархической и анархической идеологий, как целостных, рациональных и самобытных политических доктрин. Именно в этот период представителями и монархического, и анархического направлений были выдвинуты проекты общественных преобразований, предложены свои модели социально-политического развития и обновления страны.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут служить основой для совершенствования системы социологического и политологического образования в стране, а также рекомендаций для органов власти федерального и регионального уровней.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
20
ГЛАВА I
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РУССКОМ КОНСЕРВАТИЗМЕ И АНАРХИЗМЕ
§1. АНТИЭТАТИЗМ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РУССКОМ АНАРХИЗМЕ
Концептуально анархистские теории в России 2-ой половины XIX- начала XX века носили материалистический, естественно-научный и позитивистский характер1. Основатели отечественного анархизма М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин часто апеллировали к постулатам материалистической философии ХУШ-Х1Х вв. и обращались к современным им итогам развития естествознания в качестве научных источников. Оба теоретика русского анархизма признавали биологические, естественные законы априорно присущими и человеческому обществу.
М.А.Бакунин, испытавший на себе различные влияния (в особенности Гегеля, Фихте и Конта2), постоянно акцентировал внимание на тождестве естественных и социальных законов. Отсюда и человеческое общество объявлялось им частью природного мира: «Социальный мир, собственно говоря человеческий мир, или человечество, - писал М.А.Бакунин, - есть ни что иное как высшее проявление животного мира»3. Ключевой категорией социальной философии М.А.Бакунина выступало понятие инстинкта, который доминирует как в животном мире, так и на уровне человека в двух своих разновидностях: инстинкт индивидуальный и инстинкт сохранения породы, причем первый воплощает в себе начало эгоистическое, второй - социальное. Эти два инстинкта, считает М.А.Бакунин, взаимодополняют друг друга, но остаются самостоятельными. В человеке эти инстинкты выражены началами альтруистическим и эгоистическим, и являются предпосылками формирования разумной социальной жизнедеятельности. Если эгоистический инстинкт способствует развитию и совершенствованию индивидуалистического начала в человеке, его возможностей и потенций, осознанию своей самоценности и
1 Исключения составляют анархо-религнозное учение Л.Н.Толстого и направление так называемого «мистического анархизма» 1920*х годов
2 См.: Галактионов Л.А.. Никандров П.Ф. Русская философия Х1-Х1Х веков. Л,, 1990. С. 673
* Бакунин М.А. Бог и государство. М-Пг., 1918 С.5