ПЛАН
Введение с.4-13
Глава [.Социальное государство как социально-политический феномен современной цивилизации. с.14-150
1 Социальное государство: сущность, функции и генезис. с. 14-36
2.Современные концепции социального государства: общесоциологические и политико-идеологические основы. с.36-149
а) "новые правые" и современное социальное государство; с.36-52
б) умеренно консервативная концепция социального государства с. 52-66
в) либеральная концепция социального государства; с.66-77
г) социал-демократическая концепция социального государства с.77-102
д) неомарксистское понимание социального государства; с. 102-119
е) феминистский взгляд на социальное государство; с. 119-130
ж) экологические движения и социальное государство. с. 131-143
Выводы с. 143-149
Глава 2. Предпосылки укрепления социального характера россий- с. 150-238 ской государственности.
1 .Генезис социальных функций государства в России. с. 150-190
а) Основные этапы развития социальной политики Российского государства. с.150-168
б) Социальные функции Советского государства. с. 168-184
в) Реформирование социальной сферы в посткоммунистической России. с. 185-190
2.Социально-экономические условия реформирования российского социального государства. с. 191-205
3
3.Политико-идеологические особенности формирования российской концепции социального государства.
Выводы
Глава 3. Основные параметры социального государства в Российской Федерации.
1 .Общеметодологические основы российской концепции социального государства.
2. Политика в сфере труда и занятости.
3.Проблемы социальной защиты населения, регулирования отношений в социальной сфере.
Выводы
Заключение
с.205-234
с.234-238
с.239-333
с.240-273 с.274-302
С302-330
с.330-333
с.334-337
Библиография.
с.338-361
35
минимального удовлетворения социальных нужд граждан, как в первых двух моделях. Существует единая система социального страхования, однако уровень обеспечения увязан с привычным уровнем доходов. В принципе такая модель вытесняет рынок и, соответственно, должна базироваться на всеобщей солидарности: «Все извлекают выгоду; все находятся в зависимости; и все, как предполагается, должны чувствовать себя обязанными платить» /150, с.28/.
Задача такого социального государства состоит также в том, чтобы одновременно освободить человека, как от влияния рынка, так и традиционной семьи. В результате государство непосредственно обеспечивает социальные трансферты детям, берет на себя ответственность за детей, престарелых и беспомощных. Оно поощряет женский выбор в пользу работы, а не домашнего хозяйства путем принятия на себя обязательств по социальному обслуживанию.
Наиболее яркой чертой социального государства этого типа является соединение благосостояния и работы. С одной стороны, оно привержено идее гарантирования полной занятости, с другой, его собственное благополучие зависит от степени достижения этой цели. Приравняв право на труд к праву на социальное обеспечение, создав крайне дорогостоящую всеобъемлющую систему социального обеспечения, социал-демократическое государство может благополучно существовать более или менее длительный период времени только при условии сведения к минимуму самих социальных проблем и обеспечения максимального уровня доходов. Понятно, что это становится возможным, когда как можно большее число людей работает, и лишь незначительное меньшинство живет на государственные социальные пособия.
Г.Эспинг-Андерсен подчеркивает, что каждая из выше названных моделей социального государства имеет свою собственную логику организации, социальной стратификации и интеграции. Каждая обязана своему происхождению различным историческим силам, и соответственно, каждая развивается по своей собственной качественно отличной от других траектории /см.: 150, с.З/.
Следует особо отметить, что социальное государство - это не есть 'что-то раз и навсегда данное. Отмечая тяготение той или иной страны к определенной
36
модели социального государства, необходимо помнить, что вполне возможна и ее существенная трансформация, вызванная изменением социально-экономической ситуации, которая, в свою очередь, влияет на приход к власти по-иному идеологически ориентированных политических сил. Именно они-то и вносят существенные изменения не только в формы, но и в принципы функционирования социального государства. Так, например, произошло в Великобритании в результате 17 лет правления консерваторов.
Сегодня концепция социального государства занимает важнейшее место в идеологических воззрениях всех основных политических сил современности. При этом отношение к социальному государству, к его философской и политической сущности, к дальнейшим путям его развития, а в случае прихода к власти и конкретные действия по его модернизации разнятся в зависимости от базовых принципов ведущих идеологий.
2.Современные концепции социального государства, общесоциологические и политико-идеологические основы.
а) «Новые правые» и современное социальное государство.
«Новые правые» заявили о себе как об интеллектуальной и политической силе в 70-ые годы, а в конце 70-х - 80-х годах во многих странах стали играть ведущую политическую роль. В определенном смысле они стали реакцией части консервативных сил на экономические трудности середины 70-х годов и на быстрое развитие социального государства в 60-е годы, целесообразность которого стала ставиться под сомнение.
«Новые правые» называют ряд причин, по которым ведущие промышленные державы стали превращаться в социальные государства. Одной из главных причин они считают вторую мировую войну и порожденные ею две ложных, с их точки зрения, посылки. Первая - это то, что если общая, коллективная цель возможна во время войны, значит она возможна и в мирное время. Вторая - это то,
- Київ+380960830922