Ви є тут

Политическая социализация несовершеннолетних: дезадаптивные ограничения

Автор: 
Нятина Наталья Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302966
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ 13
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПОНЯТИЕ,
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РОЛЬ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ
1.1. Междисциплинарный подход к исследованию 13
дезадаптации
1. 2. Социальная адаптация и дезадаптация: соотнесение 34 понятий
1.3. Специфика политической социализации 57
несовершеннолетних
Глава 2. СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ 80
СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СЛЕДЫ, ЭФФЕКТЫ, КОРРЕКЦИЯ
2. 1. Выявление следов-дом и пактов дезадаптации в процессах 80 политической социализации
2. 2. Побочные эффекты дезадаптации в политическом участии 98 несовершеннолетних
2. 3. Социально ориентированная коррекция общественными 119 объединешшми дезадаптации несовершеннолетних
Стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ (1-8)
145
149
174
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наметившаяся в обществе широкая модернизация затрагивает судьбу подрастающего поколения и требует активной политической социализации несовершеннолетних, их посильного участия в различных объединениях по интересам, постепенного осмысления политических событий, социальных изменений.
Несовершеннолетние должны обладать определенным уровнем информационной компетентности, навыками социального взаимодействия. Дезадаптация подростков провоцирует нигилистические настроения и установки на политический радикализм, который закрепляется в социальном поведении. Такая угроза является реальной, так что своевременная диагностика эффектов,
следов и других ограничений, вызванных дезадаптацией, служит обосновани-

ем стабилизационных мер для коррекции ранней политической социализации подростков. Данный аргумент подчеркивает актуальность темы исследования.
Мировой и отечественный опыт убеждает, что подростки нередко становятся соучастниками разовых массовых беспорядков, охлократических всплесков или начинают втягиваться в асоциальные структуры со строгой у дисциплиной, иерархией и необычной символикой виутриорганизационной жизни. Внимание общества к таким крайним, социально не одобряемым формам активности делает актуальной тему исследования, направленного на профилактику, коррекцию политической социализации несовершеннолетних.
В современных условиях ряд социальных институтов и организаций вполне может осуществлять сопровождение политической социализации подростков. Семья, школа, средства массовой информации (СМИ), общественные объединения, в том числе некоммерческие организации = НКО, государственные структуры целенаправленно используют механизмы, ориентированные на формирование «нормативного» социального поведения людей в юном возрасте. Темпы и специфика социальных изменений, условия и среда проживания -
19
Юридические науки- пенитенциарная дезадаптация подростков; связь делинквентного поведения с асоциальной средой в гражданском обществе
Социологические науки особенности и противоречия социальной дезадаптации; профилактика социальной дезадаптации; социальная среда как фактор влияния-на дезадаптацию подростков; социальная реабилитация дезадаптированных детей; девиантное поведение как проявление дезадаптации
A.B. Гоголева отмечает, что социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью- осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям12.
У подростков; имеющих четко» выраженные признаки социальнопсихологической дезадаптации, наблюдаются нарушения эмоциональной регуляции, которые проявляются в-склонности подростка фиксировать внимание на «стрессогениых стимулах и трудностях отвлечения.от них»13.
Дезадаптацию-как психологическое явление характеризуют следующие особенности:
вытеснение подростка из ситуации личностного развития14;
• стремление несовершеннолетнего к самоутверждению общественно-приемлемым способом не поддерживается и не стимулируется;
• утрата сложившихся форм наставничества15;
• психологическая изоляция в среде общения подростка;
12 Гоголева А. В. Адциктивное поведение и его профилактика. М.: «МОДЭК», 2002. С. 7.
13 Лутцсва А. А. Психологические детерминанты социальной дезадаптации подростков // Технологии нсихолого-социальной работы в условиях мегаполиса; Материалы международной научно-практ. конференции 5-6 ноября 2009 г. СПб.: СПбГИПСР, 2009. С. 240.
Москова М. В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов в предэкзаменационный период// Общественные и гуманитарные науки. 2008. С. 140.
15 Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 8 (86). С. 110.
\
N
20
• несовершеннолетним утрачивается чувство принадлежности к общей культуре.
Психологами установлено, что у подростков с выраженными признаками социально-психологической дезадаптации наблюдаются нарушения физиологических компонентов эмоциональной регуляции, проявляющиеся в сниженной способности регулировать реакции организма. Такие подростки часто проявляют нарушения поведенческих компонентов эмоциональной регуляции, например, наблюдается снижение числа конструктивных ответных реакций, направленных на поиск разрешения проблемной ситуации.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации С. А. Беличева выделяет патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптации детей и подростков16. Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают их трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
В зависимости от степени и глубины деформации- в психологии- выделяются две стадии социальной дезадаптации:
■ стадия школьной дезадаптации, связанная с учебно-воспитательным процессом (сквернословие, курение, пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками);
16 Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. С. 91-93.