1
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение..............................................2
Глава 1...............................................9
Культурные и политические корни европоцентризм......9
1.1. Суть европоцентризма и его исторические предпосылки9
1.2. Культурные и политические масштабы европоцентризма 21
1.3. Европоцентризм и империализм в литературе.....32
Глава II.............................................60
КРИТИКА ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА............................60
2.1. Культурологическая критика европоцентризма....60
2.2. Идеологическая критика европоцентризма........73
2.2.1. Колониалистский аспект.....................74
2.2.2. Религиозный аспект.........................83
2.2.3. Расовый аспект.............................92
2.3. Крушение колониализма........................105
Заключение .........................................127
Использованная литература...........................132
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. С исторической и познавательной точек зрения востоковедение занимало видное место в европейской политике и культуре. С одной стороны, оно явилось продуктом всего развития европейской культуры, а с другой - утилитарным инструментом в руках европейских политиков, использовавших его для познания и изучения Востока в общем, и мусульманского Востока в частности. Поэтому в востоковедении так тесно переплелись его культурная и политическая составляющие.
Востоковедение сформировало европейское видение Востока, в котором превалировали политические интересы, а точнее колониалистские устремления. Поэтому не удивительно, что особого развития и расцвета востоковедение достигло именно в 19 веке в эпоху колониальных захватов, когда западным ориенталистам, применявшим различные методы, удалось сформулировать и создать европейскую систему представлений о Востоке в самых различных областях. Они исследовали и разъясняли историю и культуру Востока, подходя к ним со своими западноевропейскими мерками, что приводило к формалистскому подходу к истории и культуре восточных народов, а это, в свою очередь сужало и нивелировало богатейший разнообразный культурный мир Востока, превращавшийся в ряде случаев в символы и формы высоких идеалов в духе европейской культуры. Так, великая древнегреческая философия с различными её школами и направлениями выдавалась за образец европейской философии, хотя она ни в культурном, ни в историческим, ни даже в географическом плане не была западноевропейской. Западные востоковеды судили об уровне развития той или иной
11
В силу выше указанной позиции европейцы подходят к изучению Востока, его исторических, религиозных и экономических особенностей, основываясь на идейно-политических и методологических постулатах, присущих Западу, но отнюдь не Востоку. Эдуард Сайд считает подход Запада к Востоку колониалистским, расистским с чувством собственного превосходства, соединяющим в себе применение силы или совместно силы и знаний. Восток в сознании Запада есть нечто потустороннее, противоестественное, сумасшедшее и слабое.
Интерес к Востоку со стороны европейцев, а затем и американцев был прежде всего политическим. Исследователи — американцы и европейцы — подходили к изучению Востока с позиций учета, в первую очередь, своих интересов в этом регионе. Именно отсюда проистекает такое различие в подходах к Востоку в культурной, военной, политической или экономической областях.
Запад сформулировал новую четкую геополитику: есть западные и восточные народы. Первые должны властвовать, вторые — подчиняться. Первым следует оккупировать земли вторых, захватить их природные богатства, жестко управлять их внутренними делами, используя их человеческие и природные ресурсы в своих целях. Так, французские колониалисты задействовали большое число выходцев из их африканских колоний в подавлении восстаний в Сирии и Алжире. Англичане, в свою очередь, поставили под ружье многих выходцев из их колоний во время Второй мировой войны против Германии. Подобные действия свидетельствуют о политике с позиции силы и принуждения в отношении народов, оказавшихся под колониальном игом.
Востоковедение — это не только вопрос или область политики, отрицательно сказывающиеся на культуре, науке и государственных
12
институтах, но и способ распространения определенного геополитического мышления в области эстетики, исследований, экономики, истории и филологии. Это - не только закон об основных географических отличиях, но и полный круг интересов, сформулированных востоковедением и подлежащих неукоснительному соблюдению. Востоковедение есть выраженная воля (а не выражение желания объективно познать другой мир) власти над другой цивилизацией, использование ее в своих интересах вплоть до ее поглощения и установление неравноправных отношений с различными политическими силами, взаимодействующими с колониальными институтами.
В действительности, востоковедение не является важной частью современных идейно-политических течений, а преследует свои узкие цели, в связи с чем оно имеет большее отношение к Западу, чем к Востоку.
Таким образом, востоковедение есть политическое и культурное явление, выражающее то, что думают о Востоке, что о нем говорят и то, что с ним делают. А это четко свидетельствует о том, что политический империализм полностью подчинил себе сферы изучения, исследования и культуры.
Колониалистский образ мышления, проистекающий из силы и знания, породил неравноправные отношения между Западом и Востоком. Как мы уже отмечали, англичанин ощущает свое превосходство, бросая колониалистский взгляд на Египет и Индию, что полностью соответствует образу мыслей Артура Джеймса Бальфура, знаменитого деятеля колониальной Британии, имевшего большой опыт решения национальных конфликтов, бывшего в свое время министром по делам Шотландии, затем — Ирландии, потом — премьер-министром страны,
- Київ+380960830922