Ви є тут

Местное самоуправление в политической системе развитых демократий : Сравнительный анализ западноевропейских стран

Автор: 
Грибанова Галина Исааковна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1998
Артикул:
1000225820
179 грн
Додати в кошик

Вміст

71-20002 (2368x3625x2 ОД
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1.Теоретические основы местного самоуправления в либеральных демократиях.
1.Основные этапы становления и развития западных теорий местного самоуправления.
2.Современные западные концепции местного самоуправления.
Глава 2.Местное самоуправление и демократическое государство: принципы и модели взаимоотношений.
1.Формы и методы контроля за деятельностью местного самоуправления со стороны государства.
2.Сфера компетенции и основные функции местного самоуправления.
Глава З.Местный политический процесс.
1.Местное самоуправление и местная демократия.
2.Политико-административная дихотомия на местном уровне.
Глава 4.Местное самоуправление в общеевропейском контексте.
1.Базовые принципы и основные системы местного самоуправления в Западной Европе.
2.Влияние процесса создания Объединенной Европы на местное самоуправление западноевропейских государств. Заключение
Библиография
с. 3-14 с. 15-70
с.15-37
с. 37-70
С.71-135
С.74-105
С. 105-135 С. 136-211 С. 136-172
С. 172-211
С.212-255
С.212-243
С.243-255
с.256-264
с.265-293
71-20003 (2368x3625x2 «И)
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования.
Потребности государственного управления делают необходимым разделение территории государства на внутренние территориальные подразделения, которые служат сферой деятельности определенных местных властей. Управление на местах осуществляется либо посредством назначаемых государством органов, либо через выборные местные органы, составляющие сердцевину местного самоуправления населения данной административно-территориальной единицы, выступающего в качестве местного сообщества.
В случае прямого государственного правления на местах руководство местными делами сосредотачивается в руках назначаемого представителя центральной власти (или властных структур субъекта федерации). Он возглавляет аппарат, образующий составную часть государственной администрации. Представитель правительства направляет работу всех административных служб в данной административно-территориальной единице. Такая организация местного управления основана на бюрократическом централизме и строгой иерархии. Она, как правило, свидетельствует о недостаточном развитии демократических начал в жизни общества.
Органы местного самоуправления избираются населением и пользуются определенной самостоятельностью по отношению к центральной власти, не находясь в прямой иерархической подчиненности ей или высшим уровням управления. Система местного самоуправления включает в себя как выборные органы, так и административные службы, находящиеся в ведении мест. Содержание этой администрации оплачивается из местного бюджета.
Итак, местное самоуправление представляет собой самоуправление суб-национальной (в федерации - суб-региональной) территориальной единицы государства. Как подчеркивается в Европейской хартии о местном самоуправления, оно "означает право и способность местных властей в рамках, определенных законом, регулировать и управлять зна-
71-20028 (2368x3625x2 ОД
28
местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности.
Государственная теория самоуправления получила свое развитие в работах таких видных правоведов, как А.Д.Градовский, В.П.Безобразов,
Н.И. Лазаревский. Так, Н.И.Лазаревский определял местное самоуправление как систему децентрализованного государственного управления, где действительность децентрализации обеспечивается рядом правовых гарантий, которые, с одной стороны, ограждают самостоятельность органов местного самоуправления, а с другой стороны, обеспечивают тесную связь с данной местностью и ее населением. По мнению И.И.Лазаревского, государственная власть является совокупностью полномочий и монарха, и коронной администрации, и парламента, и органов самоуправления / см.: 16, с.46-47/.
В начале 20 века некоторое распространение получила теория, согласно которой органы местного самоуправления хотя и исполняют функции государственного управления, но являются органами не государства, а общин как особых от государства публично-правовых юридических лиц. В целом же в этот период в западноевропейской научной литературе достаточно четко прослеживается мысль о том, что под самоуправлением следует понимать такую организацию управления, при которой получает выражение общественный элемент. Таким образом понимаемое местное самоуправление “есть форма участия граждан в управлении” /18, с. 169/.
В это же время с идеей муниципального социализма выступили члены Фабианского общества и в особенности Сидней и Беатрис Вебб. Веббы и фабианцы верили в необходимость объединения рабочих и всех им сочувствующих людей для проведения работы по реформированию системы представительства и социальной сферы. Ждать добровольной помощи им в этом со стороны правящих классов не приходится. Лучший путь достичь этих целей - последовательно следовать программе муни-
71-20029 (2368x3625x2 ИЯ)
29
ципального социализма, сочетающей в себе местное самоуправление, осуществляемое большинством, а не только владельцами собственности, и муниципальное, то есть находящееся в общественной собственности для улучшения местной жизни, предоставление широкого спектра услуг.
Фабианцы верили, что именно группы людей, а не изолированный индивид являются основой общественной и политической жизни. В местном самоуправлении они видели продолжение традиционной общинной жизни, строящейся на исторически существующих местных органах, роль которых гораздо важнее произвольно созданных государством органов. Фабианцы полагали, что местное самоуправление, свободное от контроля из центра, реализующее на муниципальном уровне принципы социализма, должно способствовать развитию практического братства людей, их доброй воле и интересам. Как отмечает английский исследователь А. Сэнктон, фабианские взгляды базировались на идеях Д.С. Милла и даже еще более ранних теориях Д.Бентама. Что касается Веббов, то, возможно, их социализм носил “крайне бюрократический характер, но их ни в коей мере нельзя назвать социалистами-централистами” /341, с. 163/.
Их современники и соотечественники так называемые гильдийские социалисты черпали свое вдохновение из других источников. Делая акцент на функциональной демократии, они менее ярко защищали идеи демократии территориальной, но Дж.Коул, в частности, рассматривал местное и региональное самоуправление в качестве основы для участия граждан в процессе управления и центра координации и предоставления услуг. В его работах 20-30-х годов была возрождена вера в братство и групповую основу демократического правления на местном уровне. При этом под группами он понимал не группы давления из представителей среднего класса, а гильдии трудящихся различных профессий и ремесел, которые должны были быть представлены в местном самоуправлении.