СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................3
Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТУДЕНЧЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ..............;................... 16
РаздслН. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ................................. 54
I
Раздел III. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.................... 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................... 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
146
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в условиях поиска выхода из системного кризиса современной Россией повышается значимость способности общества к самоорганизации, саморегуляции, что предполагает высокий уровень социальной и политической активности всех социальных слоев и групп.
—1
Особую актуальность в этих условиях приобретает исследование соци- ; альных и политических ориентаций студенческой молодежи как более информированной, образованной, мобильной части общества, с достаточно высоким уровнем интеллектуальных ресурсов Студенчество является источником пополнения референтной группы, влияющей на формирование мировоззрения иных социальных групп. Студенческая молодежь - резерв пополнения элиты общества, предназначение которой - стать субъектом конкретного политического действия, переводить язык общих целей и ценностей на язык конкретных групповых интересов и организационно-управленческих решений, резерв пополнения правящего класса - особой социальной группы, особого действующего лица, которое оказывает самое общее воздействие на функционирование и трансформацию общества.1
В этой связи важнейшим вопросом для современного российского общества является вопрос о том, сумеет ли оно удержать в поле своего социокультурного притяжения наиболее мобильные и развитые группы, в числе которых студенческая молодежь, или эти группы станут «компрадорскими», больше тяготеющими к чужим культурам, чем к собственной национальной культуре.2
1 См.: Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М. 1998. С. 84.
2 См.: Панарин А С. Философия политики. М. 1996. С. 354.
14
Практическая значимость диссертации. Проведенное в диссертации исследование может служит основой для дальнейшего углубленного изучения проблемы ценностных ориентаций студенческой молодежи, стать материалом для выработки рекомендаций по осуществлению государственной молодежной политики в целом и при разработке программ по ее осуществлению в различных регионах РФ. Результаты исследования представляют определенный интерес для преподавателей политологии и социологии и могут использоваться в учебном процессе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены на заседаниях кафедры политологии и социологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, на заседании кафедры социологии и политологии Московского государственного открытого педагогического университета, в докладах на межрегиональной научно-практической конференции «Молодежь и социум: проблемы адаптации» (Тула, 1996 год), на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов ТГПУ им. Л.Н.Толстого, посвященной памяти Демидовых (Тула, 1998 год), на международной научно-практической конференции «Молодежь и общество на рубеже веков» (Москва, 1998 год), на ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого (Тула, 1999 год).
Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях, в разделе концепции «Молодежь г.Тулы: современное положение, проблемы, программа развития», выполненной по заказу Комитета по делам молодежи и туризму Администрации г.Тулы, в работе студенческой проблемной группы ТГПУ им.Л.Н.Толстого по изучению социально-политических ориентаций студентов названного вуза, в учебном курсе политологии в ТГПУ им. Л.Н.Толстого.
- Київ+380960830922