Ви є тут

Политический лоббизм : Понятие, механизмы, роль заинтересованных групп

Автор: 
Нагайчук Андрей Федорович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000262623
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ..................................................2
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1....................................................16
ЛОББИРОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 16
1.1. Политический смысл лоббизма.........................16
1.2. Основные типы лоббистской деятельности..............33
ГЛАВА 2....................................................50
ТЕХНОЛОГИЯ ЛОББИРОВАНИЯ....................................50
2.1. Участники лоббизма..................................50
2.2. Средства лоббирования...............................71
ГЛАВА 3...................................................100
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛОББИЗМА...........................100
3.1. Лоббистские интересы в регионе.....................100
3.2. Региональные механизмы лоббирования................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................130
ЛИТЕРАТУРА................................................138
ПРИЛОЖЕНИЯ
149
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Прошедшие за последние годы в России многочисленные социально - политические и экономические преобразования способствовали становлению такого явления как лоббизм. Это явление связано, прежде всего, с утверждением плюралистической модели демократии. Хотя так называемый «коридорный лоббизм»1 имел место и в годы существования СССР в виде корпоративной модели, но наибольшее развитие лоббирование получило в постсоветской России.
Средства массовой информации и научная литература в последнее время стали уделять значительное внимание промышленным и финансовым группам, общественным движениям и объединениям, стремящимся оказывать систематическое и целенаправленное влияние как на законотворческую деятельность, так и на процессы реализации принимаемых законов и административных актов. Эти группы называются «группами давления» или «группами влияния».
Давление на парламент и администрацию, именуемое также «лоббированием», осуществляется с целью реализации групповых интересов. Возникновение таких групп - результат реформ, свидетельство того, что Россия вступила в новый этап развития. Одни полагают, что Россия в очередной раз заимствовала на Западе одну из худших черт политической жизни, а именно - доступность парламента и правительства для разного рода манипуляций со стороны монополий. Другие, наоборот, дают появлению групп давления позитивную оценку, полагая, что таким образом формируется механизм учета и реализации многообразия интересов.
1 Кравченко А.И. Лоббизм в России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 60.
14
типов лоббистской деятельности в регионе и способов лоббирования регионом центра и, соответственно, обратных процессов.
Концептуально новым является понимание лоббизма в широком смысле. В данном случае лоббизм - это деятельность не только непосредственных лоббистских структур, а многосложное явление, связанное с влиянием социальных групп на процесс лоббирования. Лоббирование - это взаимодействие заинтересованных групп с государственным институтом власти (это принципиальный подход всей работы).
Научная значимость диссертационной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в исследование роли, места и специфики регионального лобби в системе лоббирования, существующего на сегодняшний день в России и на международном уровне. Диссертация включает теоретическую систематизацию знаний и освещает проблемы регионального лоббирования. Содержание диссертации может служить основой дальнейших политологических, социологических, социально - психологических и правоведческих исследований этой проблемы. Результаты работы могут стать дополнительным стимулом для решения других проблем, связанных с изучением и совершенствованием такого важного в современной политике явления как лоббизм.
Результаты диссертационной работы, предложенные в ней рекомендации могут быть использованы в политической практике, в разработке соответствующих решений государственными органами и общественными организациями (особенно при создании законодательных и нормативных актов о лоббистской деятельности). Материалы исследования, основные выводы и обобщения, фактические данные, содержащиеся в диссертации, можно использовать в преподавании политических и социологи-
15
ческих наук, при обучении работников государственных структур, широкого актива общественности, профсоюзных лидеров, при разработке и реализации планов проведения различных общественных и политических кампаний (таких как агитационная, избирательная, забастовочная и т.д.). Диссертационная работа выполнена в рамках исследовательского проекта «Социально -территориальная обусловленность политического поведения», поддержанного Российским гуманитарным научным Фондом (исследовательский проект №97-03-04304).
Апробация диссертационной работы. Основные идеи, содержащиеся в диссертационном исследовании, были изложены в научных публикациях объемом 1-2 печатные страницы. Основные научные положения диссертационной работы были обсуждены на Барнаульской международной научной конференции «Проблемы устойчивого развития общества и эволюция жизненных сил населения Сибири на рубеже ХХ-ХХ1 веков», на республиканской научно - практической конференции «Социальное взаимодействие и политические процессы на территории», прошедшей в г. Кемерово в конце 1996 года, а также на республиканской научной конференции «Социально - политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование» (г. Кемерово, декабрь 1998 года).
Результаты диссертационной работы обсуждались на кафедре политологии и социологии Кемеровского государственного университета. Основные научные положения диссертации были опубликованы.