Ви є тут

Негосударственное пенсионное обеспечение в системе социальной политики образовательного учреждения

Автор: 
Беринцева Инга Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
305422
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ 13
ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Пенсионное обеспечение в России: сущность, содержание, структура
1.2. Взаимодействие государственного и негосударственного пенсионного обеспечения как форма реализации современной рос- 44 сийской социальной политики
1.3. Корпоративная пенсионная программа в системе социальной политики образовательного учреждения
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
86
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Социологический анализ практики формирования пенсионных
86
программ в образовательных учреждениях России
2.2. Формирование моделей негосударственного пенсионного обеспечения и механизмов их реализации в системе социальной по-
128
литики образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 177
2
ВВЕДЕНИЕ
Для повышения конкурентоспособности российской экономики сегодня особое внимание уделяют развитию человеческого потенциала, уровню его знаний и профессионализма. В связи с этим, образование признано одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, преобразования в области которой регулируются отдельным национальным проектом. Качество образования определяется уровнем подготовки и мотивации научных и педагогических кадров образовательных учреждений. Согласно основам классической теории мотивации, в качестве главного мотивационного фактора рассматривается вознаграждение за труд в увязке с его результативностью. Сегодня научный и педагогический труд в России имеет гораздо более низкую ценность, чем труд работников, занятых в производственной сфере. В условиях перехода экономики страны на инновационный социально ориентированный путь развития актуализируется необходимость стимулирования и социальной поддержки сотрудников образовательных учреждений.
Наряду и во взаимосвязи с оплатой труда в качестве фактора, определяющего состояние и динамику кадрового потенциала сектора образования, выступает уровень пенсионного обеспечения работников этого сектора. Реформирование пенсионного обеспечения, связанное с введением накопительных механизмов, поставило в прямую зависимость размер государственной пенсии от уровня заработной платы работников, что позволяет говорить о низком уровне социальной защиты сотрудников образовательных учреждений при достижении пенсионного возраста.
В настоящее время приоритетным направлением является развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, которая, с одной стороны, должна обеспечить достойную дополнительную к государственной пенсию нетрудоспособному населению, с другой стороны, значительно увеличить объем инвестиций в экономику страны. Корпоративные пенсионные программы сегодня внедряются и эффективно реализуются в производст-
3
алыю-политическую систему, так и всю социальную среду, в новое состояние» [119, с. 80]. Данное понятие является комплексным, отражающим субъекты, объекты, цели, задачи, функции, принципы и другие элементы социальной политики, содержательным наполнением которых могут быть разные сферы жизни общества, в том числе и пенсионное обеспечение.
Как составную часть внутренней политики государства социальную политику рассматривает в своих трудах И. Г. Зайнышев. С его точки зрения, социальная политика реализуется через социальные программы и регулирует общественные процессы в интересах основных социальных слоев населения. [78, с.24]. По мнению диссертанта, данное определение наиболее приближено к цели проводимого исследования, поскольку здесь определен основной инструмент социальной политики - социальная программа, направленная на обеспечение социальной защиты нуждающихся в ней лиц, большинство из которых в России - это пожилые люди.
Анализ научно-теоретических подходов к изучению понятия «социальная политика» позволяет автору работы обозначить основные цели социальной политики: повышение материального и социального благосостояния и качества жизни населения, социальное развитие и предоставление возможности самореализации человека как личности, укрепление стабильности в обществе, предотвращение возможного возникновения очагов социальной напряженности. Поскольку все вышеперечисленные цели социальной политики направлены на улучшение жизни граждан, а треть населения любой экономически развитой страны составляют пенсионеры, приоритетность в принятии проработанных и обоснованных политических решений в области пенсионного обеспечения несомненна, что позволяет говорить о том, что в настоящее время пенсионная система является неотъемлемым и важным элементом социальной политики государства.
В качестве главной составляющей социальной политики рассматривается система социальной защиты населения, которая направлена на соблюдение социальных прав человека.
17
В любом обществе постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. Это риски лишения средств существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица и другие. Кроме того, в государстве, вследствие большой дифференциации доходов населения, существуют риски дестабилизации общества и возникновения социальной напряженности. Чтобы нивелировать все эти риски в государстве формируется система социальной защиты, которая призвана поддерживать социально уязвимые слои населения. Одной из составляющих социальной защиты является пенсионное обеспечение граждан. Исходя и этого, автору исследования представляется целесообразным изучить научно-теоретические подходы к определению понятия «социальная защита».
Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, где были законодательно закреплены пенсии по старости и пособия по безработице и, немного спустя, в него были внесены дополнения о социальной поддержке инвалидов, сирот и низко доходных категорий граждан. Принятие американского закона о социальной защите послужило распространению этого понятия и в других странах, применению термина международными организациями, в частности международной организацией труда [216, с. 15].
Повсеместное использование в западных странах категории «социальная защита» объясняется проводимыми реформами в системе социальной политики этих стран в 30-50-х годах. В России термин «социальная защита» стал употребляться сравнительно недавно, когда при переходе к рынку возникла острая потребность помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить [16, с.45].
Сегодня система социальной защиты в России пока не имеет единой системы категорий, понятий и терминов. Во многом это объясняется неоднозначностью самого понятия «социальная защита» и является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно» [184, с.11].
18