Ви є тут

Региональный автономизм в полиэтнической стране : На примере Испании 70 - 90-х годов XX века

Автор: 
Волкова Галина Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000278977
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
Оглавление
Сгр.
Введение .......................................................... 3
Глава 1. Тсорстико-мстодологические основы исследования испанского
регионального автономизма..................................16
§ 1. Регионалистское государство как специфическая форма
политико-территориального устройства страны.......................20
§ 2. Консенсусно-концептуальный базис испанского Государства
Автономий..........................................................43
Глава 2. Государство Автономий: социология политических институтов .. 59 § 1. Институциональная асимметрия испанского
регионалистского государства...........................................65
§ 2. Испанский регионализм и «Европа регионов».........................91
§ 3. Факторы конструирования толерантного общества................... 102
Глава 3. Испанский регионализм: социология политического сознания... 120
§ 1. Лингвистический плюрализм....................................... 125
§ 2. Восприятие политико-территориального устройства................ 128
§ 3. Этническая конфликтогенность.................................... 136
§ 4. Дуализм в этническом самосознании испанцев...................... 143
Заключение........................................................... 155
Библиография........................................................ 164
- 3 -Введение
Актуальность и значимость исследования обусловлена важностью глубокого социологического осмысления причин происходящей в мире этносоциальной и этнополитической мобилизации, необходимостью поиска эффективных демократических мер предотвращения и противодействия агрессивному сепаратизму, националистическому радикализму, межэтнической розни.
С феноменом этносоциальной и этнополитической мобилизации столкнулись в недавнем прошлом СССР, Чехословакия, Югославия (специфика этнической конфликтогенности предопределила различия в формах их распада), а также Бельгия, Канада, Великобритания, Франция, Испания и другие страны, находящиеся на стадии постиндустриального развития.
Одним из инструментов устранения конфликтогенности межэтнических отношений все в большей степени выступает политико-территориальная децентрализация и автономизация, ориентированные на передачу дополнительных нрав и полномочий регионам, расширение местного самоуправления. Процесс государственной децентрализации как одной из знаковых тенденций современного мира приобретает разнообразные формы, обнаруживает потенциальные возможности субнациональных образований. Всесторонний анализ региональной проблематики, с которой сталкиваются европейские демократические государства, обретает практическое значение. В этом контексте представляет актуальность социологическое исследование испанского опыта регионального автономизма, воплощаемого на практике в общетерриториальной и этнотерриториальной модели государственного устройства, именуемой Государство Автономий.
Очевиден, казалось бы, парадоксальный факт: децентрализация власти, широкая автономизация в ряде стран успешно развивается на фоне мощных интеграционных, глобализационных процессов, способных легко проникать не
-17-
которая бы позволила органически сочетать сохранение традиционных основ государственности с максимально возможной реализацией потребности региональных и этнических сообществ, прежде всего, басков, каталонцев и галисийцев в сохранении и развитии своей идентичности. Речь шла о попытке теоретически обосновать и осуществить на практике концептуальную модель регионального автономизма как некий симбиоз централизма и федерализма, с учетом исторических особенностей и этнокультурных реалий Испании. При этом в условиях высокой этнокультурной мобилизации национальных меньшинств в постфранкистский период выдвигалась важная стратегическая цель - найти инструменты противодействия дезинтеграционным процессам в централизованном государстве, теряющем контроль над периферийными регионами. Региональный автономизм был призван противостоять таким процессам, содействовать демократическому урегулированию возникающих конфликтов, предоставляя отдельным территориям относительную свободу выбора форм внутреннего управления и тем самым удерживая их от отделения. При этом вероятность отделения была особенно высока для Каталонии и Страны Басков.
Следует помнить, что, занимая периферийное по отношению к Мадриду положение, ни Каталония, ни Страна Басков не являли собой «отсталую национальную окраину» в российском понимании.1 Напротив, с середины прошлого столетия и Каталония, и Страна Басков (Галисия, правда, в меньшей степени) были центрами становления буржуазных отношений, регионами бурного развития торгово-промышленного и научно-технического прогресса. Существенный вклад Каталонии, Страны Басков и Галисии в экономический потенциал всей страны в 70-90-х годах XX века подтверждается данными таблицы № 1. Поэтому с экономической точки зрения политика региональной
Романов А.Б. Миграционные процессы в системе социально-экономических, политических и межнациональных отношений в Испании: Дисс... канд.ист.наук.-Киев. 1985.-С.63-64.
-18-
автономизации задумывалась как выгодная не только отдельным регионам, но и как приемлемая для солидарного развития всей страны в целом.
Таблица № 1. Доля участия Автономных Сообществ в ВВП Испании
1975 год 1993 год
АС %% № АС %%
1. Каталония 20,20 1. Каталония 19,78
2. Мадрид 15,79 2. Мадрид 16,57
Л j. Андалусия 12,51 3. Андалусия 12,40
4. Валенсия 9,60 4. Валенсия 10,28
5. Страна Басков 7,80 5. Кастилия-Леон 5,97
6. Кастилия-Леон 6,11 6. Iалисия 5,87
7. Галисия 5,61 7. Страна Басков 5,83
8. Кастилия-Ла Манча 3,59 8. Канарские о-ва 3,83
9. Арагон 3,30 9. Кастилия-Ла Манча 3,39
10. Астурия 3.22 10. Арагон 3,27
11. Канарские о-ва 2,82 11. Балеарские о-ва 2,59
12. Мурсия 2,09 12. Астурия 2,45
13. Балеарские о-ва 1,96 13. Мурсия 2,20
14. Эстремадура 1,77 14. Эстремадура 1,80
15. Наварра 1,52 15. Наварра 1,55
16. Кантабрия 1,42 16. Кантабрия 1,24
17. Ла Риоха 0,69 17. Ла Риоха 0,75
18. Сеута, Мелилья Нет данных 18. Сеута, Мелилья 0,23
(в %, данные за 1975 г. - Банка «Banco Bilbao Vizcaya», за 1993 г. - Фонда «Fundaciôn FIES ».
* Источник: Cuadernos de informaciön econömica”.- Ed. EIES.- n° 84, marzo de 1994, p.20.
В странах, где в основе федеративного союза не лежат национальные или этнические различия, федерализм в сфере культуры не имеет первостепенного значения. Для Испании же, выдвигающей региональный автономизм в качестве государственного приоритета, широкая самостоятельность регионов в нематериальной сфере (язык, культура) становится доминантой. Если она