Ви є тут

Молодежные процессы в современном российском обществе : На материале исследований в Северо-Кавказском регионе

Автор: 
Тамбиева Фарида Абдурахмановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000243701
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................3
Глава 1. Состояние исследования молодежных проблем в
современной Ро с сии..............................11
•1.1 Основные направления и подходы в современной отечественной социологии молодежи .................................12
1.2 Проблема интеграции молодежи в современное российское общество....30
Краткие выводы к главе 1...........46
Глава 2. Социально-политические ориентации современной российской молодежи...........................47
2.1 Ценностная база политических установок молодых людей.....................48
2.2 Ориентации в сфере религии..65 Краткие выводы к главе 2...........77
Глава 3. Социальное структурирование молодежных групп и девиация..................................78
3.1 Способы социального самовыражения молодежи...............................79
3.2 Альтернативные ценности молодежи в современной России...................97
Краткие выводы к главе 3..........111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................112
Список литературы...........................117
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Системный кризис современного российского общества вызывает потребность в социологическом осмыслении достаточно большого количества проблем. Но важнейшей среди них, на наш взгляд, является проблема социализации молодежи, ее интеграции в общество, формирование у нее тех ценностных ориентаций, которые не просто позволили ли бы этому поколению выжить, но и сделали его деятельность социально-позитивной.
Молодежь в любом обществе - критерий его выживания и развития.Принято считать, что общество будет завтра таким, какой сегодня является молодежь, что те, кому в наше время 17 - 25 , смогут изменить страну к лучшему в XXI веке.
Для России проблемы молодежи стоят особенно остро, поскольку в связи с реформированием общества прервались традиционные коммуникационные потоки, обеспечивавшие непрерывную социализацию. Деформация социальной памяти в результате смены систем ценностей в обществе привела к тому, что связь между поколениями также деформировалась. Старшее поколение, как транслятор культуры, перестало адекватно выполнять свою роль, поскольку озабочено проблемой выживания и адаптации к новым социальным реалиям. Кроме того, изменился характер информационных потоков, их количество, да и сами средства передачи информации стали
Глава 1. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
1.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ.
Молодежь как предмет социологического изучения в на шей стране всегда была в центре внимания ученых. Даже государство, которое официально не поощряло социологи* (СССР 50-х - 80-х гг) неизменно оказывало помощь тег
структурам, которые Орали на себя труд описать, объяснить и предсказать молодежные тенденции. Это понятно, так ка* от молодежи зависит будущее любой страны.
Попытки обобщающих оценок положения молодежи предпринимались у нас в стране с середины 60-х годов, когда в рамках комсомола сформировались институциональные звенья социологии молодежи и были получены результаты первого крупного всесоюзного социологического исследования (1966 г.) [1, с. 28]. В 80-х - начале 90-х годов подго-
товка обобщающих работ о положении молодежи пошла по двум руслам. Одно было представлено выводной частью крупных исследований - международных, всесоюзных, общероссийских, среди которых выделялись основательностью и высоким качеством проработки программных вопросов межрегиональный лонгитюдный проект "Пути поколения" (работы велись под руководством М.X. Титмы с 1983 г.) [2, 3],
международный исследовательский проект "Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе" (советскую часть проекта возглавлял В.Н. Шубкин) [4], исследование "Социальное развитие молодежи: показатели и тенденции"
ИСПИ РАН (продолжающееся с 1990 г. исследование под руководством В.И. Чупрова) [5] . Эти разные по задачам исследования в силу того, что они строились по репрезен-