Ви є тут

Местное самоуправление в формировании государственности современной России как фактор социально-политического развития

Автор: 
Шишова Анна Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000291957
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3
Глава 1. Местное самоуправление как элемент
демократического устройства........................................15
1.1. Понятие и политическая значимость института местного самоуправления в системе публичной власти..........................15
1.2. Органы местного самоуправления в странах
развитой демократии................................................24
1. 3. Теоретические основы местного самоуправления............. .33
1.4. История развития местного самоуправления
в государственности России.........................................40
1.4. 1. Местные органы власти Руси и России с XI по конец XIX в........\ 40
1. 4. 2. Местное самоуправление в годы Советской власти.......52
Глава 2. Становление системы местного самоуправления
в государственности современной России.............................64
2. 1. Этапы конституционного оформления института местной власти ... 64 2. 2. Организация местного самоуправления на территории Верхне-Волжского региона Нечерноземной зоны России: на примере Владимирской, Костромской, Тверской и Ярославской областей.........85
2. 2. 1. Специфика и особенности формирования органов местного самоуправления на территории Тверской, Костромской и Владимирской областей.............................................................86
2.2.2. Местное самоуправление в Ярославской области...........104
2. 3. Местное самоуправление сегодня: проблемы
дальнейшего становления...........................................127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................163
Список источников и литературы....................................175
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема местного самоуправления в становлении государственности современной России по праву занимает ключевое место в науке политической социологии. Без детального научного анализа особенностей формирования самоуправленческих структур невозможно решить вопросы практического функционирования и, прежде всего, перспективного развития института местного самоуправления России.
Данное положение, на наш взгляд, наиболее точно определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Актуальность проблемы местного самоуправления обусловлена и рядом более конкретных обстоятельств:
- формированием правового государства и гражданского общества в рамках российской государственности, где местное самоуправление выполняет роль интегрирующего и стабилизирующего фактора;
- кардинальным изменением и усложнением самой системы социально-политических отношений, структурным элементом которой является институт местного самоуправления;
- процессами совершенствования экономических и культурно-общественных связей муниципальных территорий; возвышением социально-политических позиций местного самоуправления в практике демократических реформ;
- возрастанием роли личности в сфере реализации своих социально-экономических и политических прав на местное и государственное управление;
- необходимостью развития политической культуры граждан посредством органов общественного самоуправления;
отсутствием единой государственной политики, направленной на становление системы местного самоуправления во всей полноте муниципальной власти и, как следствие этого, противоречивыми, шагами государственной и региональной власти в процессе формирования института
19
органы власти, причем в ряде случаев сохраняется соподчиненность уровней власти «по вертикали».
Органы местного самоуправления, являясь институциональным источником публичной власти, вместе с органами государственного управления составляют единую, целостную и неделимую структуру власти в плоскости политической системы России. Но специфика местного самоуправления состоит в том, что оно имеет двоякий статус - властный, что, несомненно, связывает его с органами государственной власти, и общественный. В этой связи интересно было бы проанализировать отличия и сходства органов муниципальной и государственной власти.
С одной стороны, местное самоуправление обладает признаками государственной власти, несмотря на то, что по Конституции Российской Федерации оно обособлено и не входит в систему органов государственной власти (10). Организационная обособленность позволяет говорить об определенной автономии местного самоуправления в системе органов публичной власти, а не об исключении его из структуры государства. В качестве схожих признаков местного самоуправления с государственной властью можно назвать следующие:
- право принятия, издания правовых актов, носящих обязательный исполнительный характер на конкретной территории (11). Отличие этих актов от нормативных актов государственной власти только в локальности территории;
- ответственность, законодательно установленная за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов местного самоуправления (12);
- право создания муниципальных органов охраны общественного порядка -органов в системе местного самоуправления, имеющих полномочия, законодательно установленные, использования силы принуждения к исполнению законов и актов местного самоуправления (13).
С другой стороны, как одна из форм самоорганизации граждан местное самоуправление имеет признаки общественного института:
20
- структура органов местного самоуправления и разделение полномочий между органами определяются населением самостоятельно, а не устанавливаются законодательством (14);
- вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления, могут решаться на местном референдуме или сходе граждан (15);
- население муниципальных образований имеет право на правотворческую инициативу (16);
- одним из элементов системы местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность решения собственных инициатив территориального масштаба (17);
- населению предоставлено право участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противоречащих Конституции России и законодательству. Это могут быть создаваемые гражданами комитеты, комиссии, состоящие из должностных лиц местной администрации, депутатов местного представительного органа, представителей предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан. Такие комитеты могут наделяться местными органами власти частью полномочий и необходимыми для реализации этих полномочий финансовыми средствами.
Указанный двойственный характер местного самоуправления объясняется его природой. Местное самоуправление как наиболее приближенная к населению власть возникает из необходимости регулировать отношения на локальной территории, удовлетворять жизненно важные потребности населения в социально-экономическом и культурном плане. Местное самоуправление действует в непосредственном контакте с населением, приобретая формы как государственного, так и общественного института.
Следует отметить в деятельности местного самоуправления соотношения властного и хозяйственного начал. Гражданским кодексом Российской Федерации муниципальным образованиям в лице органов местного