СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение-----------------------------------------------3
Глава 1 Сущность социально-политического конфликта и методологические
принципы его исследования.............................15
1.1 Исследование проблемы конфликта
в социологической теории-------------------------
1.2 Особенности и соотношение понятий «противоречие», «социальная напряженность»,
«конфликт» и «кризис» ............................... 47
Глава 2. Специфика проявления социально -политических конфликтов в современной России 86
2.1. Характер и особенности социально-политических конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике..............................................
2.2. Социальный аспект политических конфликтов 115
2. 3. Технологии управления
социально-политическими конфликтами .................130
Заключение--.........................................166
Литература ----------------------------------------- 171
Введение
Актуальность проблемы исследования.
Качественные изменения, произошедшие в России в последние годы: реорганизация экономических, политических институтов обусловили стремительную дифференциацию в обществе, оформление новых социальных групп. Этот процесс характеризуется резкой поляризацией взглядов и обострением социально-политических противоречий. Большое значение в настоящее время имеет тенденция персонализации, становления индивидуальности, основанной на расширении взаимосвязей человека, которые могут служить мотивом для различных противоречий. В сложившейся ситуации закономерным является усиление массового аффекта в обществе, в связи с чем, социальные взаимодействия на всех уровнях приобретают конфликтогенный характер. Таким образом, демократическая система немыслима без открытого сопоставления интересов, а значит без конфликтов.
Проблематика конфликтов является недостаточно исследованной в отечественной политологии, как с точки зрения теоретического анализа, так и с эмпирической точки зрения. Объективной необходимостью становится изучение причин и мотивов возникновения, развития конфликтов на разных уровнях. Кроме того, встает вопрос о создании эффективной технологии урегулирования конфликтных процессов, включающих прогнозирование, выявление, редукцию и разрешение или урегулирование конфликта.
В современной конфликтологии укоренился тезис, с которым трудно не согласится, что конфликты являются перманентными и неустранимыми элементами социальной
17
общественная мысль приходит гораздо позже. Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и социальных теорий.
Одним из первых мыслителей, предложивших концепцию общественного договора, был английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679), известный своим трактатом «Левиафан, или Материя, форма и власть» государства церковного и гражданского (1651).
Т. Гоббс тщательно анализирует вопрос о причинах неустойчивости государства и полагает, что естественное состояние общества это «война всех против всех»1. Хотя по Гоббсу исходной точкой построения общественного устройства является равенство, но равенство людей само по себе он рассматривает как антиблаго и источник раздоров. «Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами»2. Естественное состояние общества имеет, по Гоббсу внутри самого себя тенденцию самоуничтожения. Чтобы эта тенденция не реализовалась полностью, люди приходят к выводу о необходимости заключить между собой договор, результатом которого и является государство. Таким образом, государство по Гоббсу существует не от природы, а в силу общественного договора, смысл которого заключается в обеспечении интересов самосохранения и в возможности насильственного преодоления конфликтов.
'Т. Гоббс. Избранные сочинения. Т. 2, М., 1991, - С. 93
2Там же - С. 94
18
Именно договор между людьми это действительное благо, потому что участники договора передают государству свое право на свободу, ограничивая себя законом. Степень законопослушания и инициативы - особенно в делах обмена и обогащения - неодинаковы, поскольку в общественном положении, имуществе, знатности, богатстве, доступе к властным функциям и во многих других отношениях люди не равны. А это значит, говорит Т. Гоббс, что есть между людьми исходный конфликт, вытекающий из естественного права и ограниченности ресурсов, и есть конфликт вторичный, проистекающий из общественного неравенства. Но и в том и в другОхМ случае, по мнению Гоббса именно государство является главным судьей, определяющим кто прав, а кто виноват в конфликте. Т. Гоббс, в отличие от либералов более позднего периода, вовсе не полагается на возможность автоматического установления согласия интересов и отстранения государства от решения конфликта.
Государство, Гоббс определяет, как единственного суверена в обществе, так как сам индивид не может обладать суверенитетом.
Сравнивая теоретические и нравственные позиции Аристотеля и Гоббса между собой, нельзя не признать вместе с тем, что ни в истории человеческих сообществ, ни в личной жизни мы не наблюдаем абсолютного господства той или другой точки зрения. Любые формы индивидуализма на практике дополняются определенными формами сотрудничества, и наоборот, коллективизм, как бы он не пропагандировался, дополняется на практике тем, что для решения тех или иных вопросов выдвигаются личности, обладающие си-
- Київ+380960830922