СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..................................... 3
Глава I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В УСЛОВИЯХ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА................ 21
Глава П. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО
ОПЫТА К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ 76
Глава III. ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ............................. 133
Глава IV. ПОДБОР И РАССТАНОВКА КАДРОВ:
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ............... 186
Глава V КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ............. 239
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................. 280
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................... 299
ПРИЛОЖЕНИЯ
320
3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.
Происходящие в преддверии третьего тысячелетия изменения, охватывающие различные сферы общественной жизни, неразрывно связаны с характером и спецификой деятельности государственной службы. Вместе российское общество и его государственная служба переживают сложный и противоречивый характер реформирования.
С одной стороны, созданы основные институты рыночной экономики, замедлился спад производства, укрощён безудержный рост цен, есть тенденции к стабилизации национальной валюты. С другой - не удалось обеспечить своевременное развитие некоторых механизмов рыночных преобразований. Государство пока не в состоянии преодолеть кризис в экономике, тем более обеспечить стимулирование наметившегося в ряде отраслей экономического роста. Продолжается снижение инвестиционной активности, из года в год не выполняется бюджет страны, переживает кризис бюджетная система. Люди страдают от несвоевременной выплаты зарплаты и пенсий. Это создало бедственное положение в социальной сфере. По существу исчерпаны все ресурсы гражданского терпения.
Все это требует формирования новой системы управления обществом, экономическими процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, подготовки кадров, отвечающих современным требованиям жизни. Необходимость принятия решительных мер в сфере государственной службы диктуется тем, что она находится в кризисном состоянии.1
Формирование гражданского общества продуцирует ряд новых социальных противоречий. Так, возникшее и всё более углубляющееся разделение населения на бедных и богатых остро
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. // Российская газета. - 1997. - 7 марта.
31
в своем большинстве -это профессионалы, честные и порядочные люди. Поэтому на государственном уровне в средствах массовой информации следует раскрывать для всего населения роль и значение государственных служащих в решении стоящих перед страной сложных политических и социальных задач. Однако это сложно делать на фоне продолжающегося падения уровня производства, недофинансирования бюджетной сферы, отсутствия средств на выполнение социальных программ и др. У населения возрастает разочарование и пренебрежительное отношение к государственным служащим, в них видят «главных виновников» сложившегося положения дел в стране.
В ходе социологического экспертного опроса, проведенного в Москве выявлено, что существующая система оплаты труда и служебного выдвижения чиновников не способствует формированию у них интереса и потребности в повышении своего специального образования и профессионализма. Между тем 50% руководителей кадровых служб считают, что в основе стремления к служебному росту-' у государственных служащих лежит перспектива дальнейшего профессионального роста, у 44,2% - желание больше зарабатывать.
Результаты опроса руководителей кадровых служб федеральных министерств и ведомств свидетельствуют о том, что интерес к карьере государственного служащего в последние годы падает (53,8%). Обучение пока еще слабо связано с планированием карьеры, присвоением классного чина, оценкой качества труда. Это объясняется, по мнению экспертов, частыми структурными реорганизациями (65,4%); низким престижем государственного служащего в обществе (65,4%), незначительностью роли государственной службы в обществе (36,6%); тем фактом, что по мере повышения в должности больше возрастает ответственность, чем служебные возможности (23,1%); тем, что кандидаты на продвижение
32
по службе подбираются не по профессиональному критерию, а по признаку личной преданности (21,2%); назначением на престижные должности «людей со стороны» (19,2%)1.
Для повышения эффективности использования кадров, улучшения их качества многое зависит от создания в коллективе здорового климата. По данным социологического исследования, лишь 54% служащих считают его хорошим, лишь 25% имеют возможность открыто выразить в коллективе свое мнение.
По мнению руководителей кадровых служб федеральных министерств и ведомств более всего способствовало бы оздоровлению кадровой ситуации в органах государственного управления - введение Кодекса государственной службы (61,5%).
Выводы, сделанные на основе данных ряда политологосоциологических общероссийских и региональных исследований, свидетельствуют о постоянно снижающемся уровне доверия населения к проводимой в стране социально-экономической политике, об остро критической оценке людьми властей. Люди не верят в то, что нынешняя правящая элита в своих действиях руководствуется искренним желанием честно служить народу. В целом население страны не очень верит в то, что нынешние власти способны вывести общество из кризиса, лишь 7% верят в их силу и способность справиться с кризисным состоянием в экономике и социальной сфере.
В ходе мониторингового исследования ИСПИ РАН «Как живешь, Россия?»2 высказывают следующие суждения о жизни в обществе (в % к числу опрошенных): «Богатые становятся богаче, а
1 См.: Городская система управления: эффективность, кадровое обеспечение, пути оптимизации: Социологический опрос жителей Москвы на основе стратификации выборки. 1995 г. Апрель. (Опрошено 1806 жителей, 668 госслужащих, 55 руководящих работников, органов власти Москвы), См. такжегКарьерная стратегия и служебная тактика в системе государственной службы: Социологический опрос среди госслужащих и экспертов федеральных министерств и ведомств.
2 См.: Там же .- С. 167.
- Київ+380960830922