2
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Содержание и специфика региональной социальной
политики в современных российских условиях. 14
§1. Функциональные возможности современной
социальной политики. 20
§2.Центральные и региональные органы власти
как субъекты социальной политики. 39
§3.Специфика социальных задач региона
(на примере Саратовской области). 59
Глава 2. Основные направления реализации адаптационной функции ! общероссийской и региональной социальной политики. 87
§ 1 .Осуществление адаптационной функции социальной
политики в сфере социального обеспечения. 90
§2.Проблемы адаптационной социальной политики
региона по отношению к рынку труда. 112
Заключение.
Список использованной литературы
144
156
3
Введение.
Суть происходящих политических и социальных изменений в современной России можно, на наш взгляд, определить как разрушение государственного социализма, определявшего главные черты российского общества на протяжении большей части 20 века, и замене его иными формами жизнеустройства. Процесс этот происходит сравнительно быстро, явно выходя за рамки обычной исторической эволюции. Государству приходится принимать непростые решения, изменяющие весь устоявшийся уклад жизни каждого человека, его психологию, нормы поведения, складывавшиеся на протяжении длительного периода.
Исход современных революционных преобразований еще не ясен, поскольку в любой стране с неустоявшимися демократическими принципами, к каковой относится и современная Россия, наблюдается вполне объяснимая склонность к принятию политических решений, ведущих к кратковременному, но быстрому экономическому выигрышу без учета отдаленных социальных последствий. Однако можно с уверенностью утверждать, что сдвиги, происходящие в нашей стране, носят коренной, качественный характер, затрагивают, ломают и преобразуют каждую клеточку социума.
С учетом необходимости защиты интересов граждан особую важность приобретает вопрос выработки и построения новой стратегии социального развития российского государства, связанный в первую очередь с разработкой принципиально новой социальной политики, основывающейся на принципах социального партнерства власти и общества. Это и предопределило наш интерес к проблеме формирования и реализации современной социальной поли гики России.
Актуальность исследования. Движение российского общества к рыночным отношениям, утверждение многообразных форм собственности приводит к усилению дифференциации общества, что обусловливает необходимость поиска социальных регуляторов, без которых невозможно
17
осуществляющими дифференцированные направления социальной политики и
!
предоставляющими правительству информации относительно ситуаций в соответствующих областях социальной сферы. Именно государство определяет основное направление социальной политики.
Проведенный нами анализ социальных отношений, складывающихся на всех уровнях современного российского общества, представляющего собой органичную многоуровневую систему, позволяет нам утверждать следующее. Весь спектр социальных групп19 и стратификационных слоев2" общества является объектом социальной политики, поскольку, выступая в роли регулятора социальных отношений, она оперирует прежде всего к их интересам и потребностям.
В современных условиях России взаимодействие государства и социальных групп и общностей, т.е. субъекта и объекта, нам представляется в виде стремления гармонизировать свои взаимоотношения. На наш взгляд, данный процесс осуществим через обнаружение и сознательное принятие государством мер по разрешению противоречий как между и внутри социальных групп, так и между группами и государством в целом. Особенно, если учесть тот факт, что с началом перехода к рыночной экономике противоречия эти возросли. Сегодня можно утверждать, что социальная структура современного российского общества характеризуется крайней социальной неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих внутри социальных групп и между ними, так и на уровне самоосознания личностью своего места в системе социальной иерархии.
19-См. более подробно: Кравченко А.И. Социальная структура: статусы и роли. //Социально-политический журнал. 1996, №2. С.98; Кордонский С.Г. Социальная структура и механизм торможения. //Постижение: социология, социальная политика, экономическая реформа. М., 1989. С.38; Руткевич М.П. Социальная дифференциация и интеграция. //Вестник АН СССР. 1991, №7. С.19; Стариков Е. Новые элементы социальной структуры. //Коммунист. 1990, .42 5. С.32.
20 См. более подробно: Панферова В,В., Мечников М.А. Социальная стратификация. //Социально-политический журнал. 1995, JS's5. С. 93; Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура. //Социологические исследования. 1992, Л'2 7. С.63; Григорьев С.И., Спиикая Г.А. Социальное неравенство: основные тенденции исследования в России 1960-1990 годов. //Актуальные проблемы социологии, психологии. Барнаул. 1995. С.31; Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социально-стратификационные процессы в российском обтестпе. //Вестник МГУ, серия 18. 1995, №4. С.4.
18
В современной России происходит глубокий общественный переворот и преобразование не только социальных основ и регуляторов, которые формируют социальную структуру, но изменяется и сама социальная природа рсновных компонентов социальной структуры - групп и общностей. На наш взгляд, начинается процесс их восстановления как субъектов собственности и власти, а значит, из объекта социальной политики они все больше превращаются в ее субъект.
Нам представляется, что в условиях перехода к рыночным отношениям государство в силу объективных причин не в силах обеспечить полное удовлетворение интересов всех социальных групп. Оставаясь главным субъектом социальной политики, государство играет особенно важную роль в разработке и реализации перспективных социальных задач, затрагивающих интересы социального развития. Вместе с тем, ряд задач, касающихся уровня малых социальных групп и отдельных общностей, государство может координировать и выполнять совместно с общественными организациями.
Таким образом, общественные организации, различные негосударственные фонды, трудовые коллективы являются, с одной стороны, своеобразным связующим звеном в реализации на практике социальных задач общегосударственного масштаба, с другой стороны, выступают в качестве самостоятельных субъектов социальной политики, особенно на уровне социальных групп и межличностных отношений. Такое сотрудничество, на наш взгляд, поможет как в выявлении специфических потребностей отдельных групп, так и в своевременной их реализации с целыо недопущения «социального взрыва».
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что процесс постановки и реализации задач социальной политики представляется нам идущим как «сверху - вниз» - от государства к личности, так и «снизу - вверх» - от каждого индивида как представителя социальной группы к опосредованному участию в осуществлении социальных мероприятий государства.
- Київ+380960830922