Ви є тут

Политические системы и образование : Типы взаимодействия и тенденции их трансформации в современном мире. Социологический аспект

Автор: 
Суровов Сергей Борисович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
1999
Артикул:
1000267347
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------3
ГЛАВА I--------------------------------------------------26
ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ----------------------------26
1.1. Характер взаимоотношений---------------------------27
МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ И ОБРАЗОВАНИЕМ--------------------------27
1.2. Современные тенденции развития образования...-.....44
ГЛАВА II-------------------------------------------------58
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ----------------------------------------------58
2.1. Типы ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РЕЖИМОВ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ----------------------------------------58
2.2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ-------------75
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА-----------------------------------75
2.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА-------------------------- I 10
В СТРАНАХ АВТОРИТАРНОГО И ПЕРЕХОДНОГО СОСТОЯНИЯ--------110
ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКИХ И---------------------------------124
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ XIX - XX ВВ.--------------124
3.1. Особенности образовательной политики--------------126
в дореволюционной России-------------------------------126
3.2. Взаимоотношения между политической системой—......153
И СФЕРОЙ образования в советском обществе------------- 153
3.3. Политическое реформирование---------------------- 168
системы образования в 1950- 1980-е гг.-----------------168
ГЛАВА IV------------------------------------------------188
ДИНАМИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ----------------------188
4.1. Характер политической системы---------------------188
Российской Федерации-----------------------------------188
4.2. Проблемы реформирования-------------------------- 205
образовательной системы Российской Федерации-----------205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------236
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ------------------------243
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы взаимоотношений политической власти и образования в современном мире имеют принципиальное значение. Оно заключено прежде всего в том, что от взаимодействия политической и образовательной систем в решающей степени зависит состояние всего общества, характер и перспективы его развития. На протяжении многих веков, а в последние десятилетия в особенности характер взаимодействия политической системы и сферы образования представляет собой наиболее ответственный социально-политический фактор общественного прогресса. Все прочнее утверждается в науке мнение о том, что именно эффективное соотношение двух этих систем способно гарантировать современной цивилизации нормальное будущее, выведя ее из разнообразных кризисов экономического, экологического, ресурсного, социального, военно-политического содержания и предотвратив возможные глобальные катастрофы.
Образование во все времена являлось основным средством формирования личности, гражданина, а также обеспечения профессиональной подготовки человека. В настоящее время под образованием понимаются * процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и теоретической деятельности. Основной путь получения образования - обучение в различных типах учебных заведений с помощью специальных методик и технологий. Система образования представляет собой сложное соединение форм, структур и методов обучения. Она прошла долгий путь исторического развития. Анализ этого развития показывает, что содержание и характер образования всегда определялись насущными потребностями общества, состоянием и политикой государств. Па протяжении ХУ1П-ХХ вв. европейские государства осуществляют целенаправленную политику, реализуя через нее определенные социально-политические интересы и задачи.
25
ра не представляла собой какой-то самостоятельной системы, она была «вмонтирована» в советскую политическую систему в качестве ее важной структурной подсистемы.
Политическая система современной России представляет собой пример системы переходного типа. При наличии основных атрибутов демократической системы, зафиксированных Конституцией РФ, она слабо использует их в реальном политическом процессе. Практически все важнейшие демократические элементы системы недоразвиты, имеют существенные изъяны; это относится к политическому режиму, партийной системе, законодательству, политической культуре. Реальная система представляет собой смешение элементов из различных (традиционной, авторитарной, демократической) систем, что делает ее противоречивой и неустойчивой. Функционирование этой системы нестабильно, а ее собственная эволюция возможна и к реальной демократии и к реальному авторитаризму.
Во взаимодействии с такой политической системой образовательная система РФ переживает трудное время. Под напором политических и социально-экономических обстоятельств в девяностые годы осуществлено радикальное реформирование образовательной сферы. Одновременно с этим разрабатывалась новая образовательная концепция государства. Стержнем концепции является принцип демократизации всех аспектов образования, а концепция в целом ориентирована на демократическое, стабильно развивающееся общество. В России пока принципиально иная ситуация. Концепция демократического образования не подкрепляется необходимым уровнем взаимодействия с государством, с политической системой. В результате перспективы российской системы образования представляются весьма неопределенными.
26
ГЛАВА I
Политика и образование как факторы социальной реальности в современном мире
На протяжении многих веков человеческой истории существует тесная и достаточно прямая связь между политическим и образовательным развитием общества. Политическая власть в огромной степени определяет характер, общественное положение образования, а это, в свою очередь, сильно влияет на формирование политической культуры, массового сознания в обществе, на характер власти и ее взаимоотношений с обществом. И явление политики, и явление образования имеют глубокие корни: процессы их развития и совершенствования насчитывают несколько тысячелетий. Оба процесса осмысливались великими умами, создавшими многочисленные теории и концепции по проблемам политики и образования. Они помогли человечеству осознать огромное разнообразие в развитии обоих явлений и вместе с тем наличие определенных традиций и тенденций, объединяющих в масштабе планеты и политическое, и образовательное развитие.
Эволюция образования и политики в общечеловеческом пространстве привела эти сферы жизни общества к оформлению в виде системы. Особенно активно обе системы функционировали, разрастались и совер- / шенствовались на протяжении XX в. Усиливалось их влияние на общество. Нарастало их взаимовлияние. Характер их взаимоотношений, конечно, определялся политической системой и изменялся при разных политических системах. Но при любых политических системах политическая власть имела определенную образовательную политику, а образование обладало какими-то политическими свойствами. Современное разнообразие политикообразовательных отношений объясняется существованием различных политических систем и о^омным богатством образовательного процесса.