Ви є тут

Социологическая концепция миграционной политики региона в системе национальной безопасности

Автор: 
Ткачева Нина Алексеевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
303042
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................
г.™ * ™ ж » Теоретико-методологические аспекты миграционных Г ЛАВА I л ~
процессов в системе национальнои безопасности.......
Система национальной безопасности: сущность и содержа-
1 »X •
ние.................................................
2 Научно-теоретические аспекты сущности миграционных
процессов...........................................
^ 2 Роль миграционной политики в сохранении национальной
безопасности России.................................
ГЛАВА II Анализ миграций в России н за рубежом..................
2.1. Мировые тенденции развития ми фаций..................
2 2 Миграционная ситуация в России на современном этапе и
проблемы сс регулирования...........................
2 ^ Законодательные основы миграционной политики: становление, проблемы, детерминанты................................
т- їх ні Миграционные процессы в регионе (на примере Тюмсн-1 ЛАВА III „ г ч
скон области)....................................
3.1. Влияние мифаций на развитие Тюменской области........
^ 2 Оценка миграций принимающим сообществом Тюменской
области (по результатам социологического исследования)... Специфика мифаций в регионе и их влияние на нацио-
3.3. пальную безопасность (по результатам экспертного опроса)..........................................................
ГЛАВА IV Концепция миграционной политики региона................
Социальная ориентированность миграционной политики
4.1. региона как фактор сохранения национальной безопасности..........................................................
^ 2 Авторская концепция социально ориентированной миграционной политики региона и механизмы ее реачизации...........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................
ЛИТЕРАТУРА.......................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................
3
20
20
47
91
117
117
141
166
190
190
214
239
279
279
307
343
353
397
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Начало XXI века характеризуется целым рядом кризисных ситуаций, угрожающих существованию и нормальному функционированию государств, социальных групп и отдельных индивидов. Эти ситуации связаны с процессами глобализации, постиндустриальной модернизации, развитием информационного общества, что формирует масштабные угрозы национальной безопасности государств. К числу таких угроз современной безопасности следует отнести и активизацию миграций, которые все чаще переходят в область дестабилизирующих элементов, постепенно превращаясь в риски как для развитых стран, так и для стран с неустойчивой демократией.
Угрозы, обусловленные миграционными процессами на макро- и микроуровне, связаны, в первую очередь, с противоречивыми отношениями стран-доноров и стран-реципиентов; коренными трансформациями возрастной, этнической и религиозной структур населения; институционализацией диаспор; сегментацией рынка труда и развитием теневого сектора экономики; ростом нагрузки на социальную инфраструктуру; обострением проблем межнациональных отношений, преступности, низкого уровня жизни мигрантов, их слабой интегрированности в принимающие общества. Вызовы миграционного движения населения становятся все более значимыми и в связи с усилением процессов дестабилизации в мире, сопровождающимся ростом числа беженцев, ужесточением деятельности террористических организаций. Именно поэтому миграция должна рассматриваться как системный компонент угроз национальной безопасности, а ее возможное отрицательное воздействие фиксироваться на всех уровнях: международном, государственном, региональном и локальном.
В России в условиях социально-политических и социально-экономических преобразований миграции играют особую роль. В последние десятилетия страна впервые за свою историю столкнулась с массовой, в том числе вынужденной миграцией. Российское государство оказалось в центре пе-
39
тивно-правовой базы [73, с.З; 219, с.9; 114, с.146-148; 477, с.64-66]. Диссертант, соглашаясь с тем, что на концептуальном уровне не отражены все аспекты деятельности, направленные на достижение национальной безопасности, считает необходимым выделить также и разобщенность субъектов обеспечения национальной безопасности, неоправданное дублирование их отдельных функций, недостаточный уровень взаимодействия и координации их деятельности. На взгляд автора диссертационной работы, именно недостаточная проработанность правовой базы предопределила консерватизм реализуемой сегодня традиционной модели системы обеспечения национальной безопасности, строящейся на государственно-правовой основе (см. рис. 1.1.2).
Проведенный анализ позволяет диссертанту утверждать, что обеспечение безопасности - это не только важнейшее условие и интегративный показатель благополучия социума, его граждан, государственных и общественных структур, но и способ организации жизнедеятельности личности, общества и государства, система специальных мер, направленных на предупреждение, нейтрализацию и устранение опасностей, вызовов, рисков, угроз их существованию и развитию. Поэтому не совсем корректен подход к пониманию сущности безопасности в законе «О безопасности», где «безопасность» определяется через интересы личности, общества и государства, тогда как цели, идеалы и ценности - основа развития личности, общества и государства - остаются за его рамками.
Исходя из этого, по мнению диссертанта, система национальной безопасности Российской Федерации в своей основе должна носить не только правовой, но и гуманитарный характер. Именно такой подход будет способствовать, по мнению А.А.Прохожева, Г.Ю.Семигина, А.В.Гончаренко, формированию современного мировозрения, направленного на понимание того, что обеспечение национальной безопасности является важнейшей предпосылкой прогрессивного и стабильного развития страны [113, с.35; 327, с. 15-17; 354]. В этой связи внимания заслуживает позиция В.Н. Кузнецова, который через призму
40
безопасности как базовой потребности личности и главного условия реализации всех других интересов личности, общества и государства подходит к пониманию стратегии устойчивого поступательного инновационного развития на-
Рис.1.1.2. Традиционная модель системы национальной безопасности