СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................. 3
Глава 1.
СТИЛИЗАЦИЯ КАК ДИАЛОГ ....................................21
Г пава 2
“РОМАНТИКА” И РОМАНТИЗМ ..................................51
Заключение ..............................................118
Библиография ............................................146
ВВЕДЕНИЕ
Звук шагов, тех, которых нету...
Ахматова
Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что пути развития театра века XXI определяются именно сегодня. Сегодня намечаются магистральные направления, формируются эстетики, кристаллизуются отдельные типы театра, которые вполне вероятно могли бы избежать традиционного для fm de siede упадка и привести к взлету, подобному тому, что был скажем в Англии на рубеже XVI-XVII столетий. В последнем утверждении разумеется есть некоторая доля преувеличения, однако по крайней мере одно обстоятельство, неоднократно отмечавшееся разными художниками, дает для него основания. Обстоятельство следующее: культура XX века в большей степени, чем какая-либо другая ориентирована на наследие предшествующих эпох, особенно это характерно для конца XX века. Наиболее категоричные оппоненты утверждают, что XX век вообще ничего нового не создает, и единственное, тпо остается -осмысливать сделанное ранее. Не полностью принимая столь радикальную точку зрения, замечу, что именно переосмысление, органичное соединение предшествующего культурного опыта как раз и может дать искомое новое качество, новый уровень развития искусства.
Одним из наиболее важных и значительных напраапений в театральном искусстве является направление, с некоторой долей условности именуемое поэтический театр. Театр, который отражает сиюминутность в зеркале вечности, переводит проблемы из плоскости бытовой в плоскость поэзии, понимаемой как особый тип видения мира, открывающий скрытую суть вещей.
частности велик. И есть основания полагать, что в дальнейшем этот интерес будет расти. Заложенные в начале века традиции поэтического театра не могут не получить нового развития, а для этого необходима и соответствующая исследовательская литература, которая помогала бы при работе над конкретными спектаклями.
Вторая глава диссертации “Романтика и романтизм” посвящена проблеме романтической стилизации в цикле М.И.Цветаевой “Романтика”.
Драматургический цикл “Романтика” неоднороден как по стилистическим особенностям, так и по смысловым нюансам. Очень разнятся между собой декадентская сказка “Червонный валет” и полный философских размышлений и метафор “Феникс”. Однако вес пьесы за исключением “Каменного ангела” апеллируют к культуре XVIII века.
“XVIII век был отечеством романтизма”, - вслед за П.П.Муратовым подхватывает Цветаева. Она увлекается XVIII веком, его героями, его мифами. Джакомо Казанова и герцог Лозэн, лорд Байрон и Гофман, Италия и Богемия, тема игры и тема маски, парадоксальное сочетание буйства чувств и власти разума Романтизм присутствует в пьесах цикла во всей своей сложности и противоречивости. Что вызвало появление в 1918-1919 годах таких “романтических” прозведений? Какую роль романтизм играет в поэтике, стилистике и идейно-смысловом комплексе пьес? Наконец, каковы отношения создательницы “Романтики’' с романтизмом?
Стилизация в широком смысле этого понятия, стилизация как интерпретация стиля и как игра с ним - так можно обозначить художественный метод, использованный Цветаевой в пьесах цикла. Если сформулировать в трех словах: стилизация как диалог.
н.
Диалог между кем и кем? Вопрос закономерный, ведь понятие диалога многозначно и многоуровнево. Прежде всего, диалог стилей, который в каждой пьесе имеет свои особенности.
В пьесе "Червонный валет” стилизация включает черты пародии. Романтическая тема игральных карт доводится до максимального выражения. Нам предлагается карточное королевство, в котором плетутся интриги и совершаются самые настоящие преступления. Юный герой - Червонный валет -владеет недоступным другим искусством: игрой на лютне. Однако сети чужих желаний и тайных помыслов затягивают его, принося гибель.
Образ XVIII века в "Червонном валете” во многом присутствует опосредованно, сквозь призму европейского и русского декаданса. Скучающая роковая красавица Червонная дама вполне может соседствовать с героями гравюр Обри Бердслея или прозы Федора Сологуба. Однако, не следует забывать, что к 1918 году (году написания пьесы) мироощущение декаданса было уже чем-то отошедшим в прошлое. Уже сложился своего рода миф о декадансе, на тоггкой игре с которым и построена пьеса Цветаевой.
Вторая пьеса цикла - "Метель” - уже полностью лежит в русле неоромантических веяний. Мотив дороги, снежной вьюги, застигающей героев иод Новый год в одиноком трактире, затерянной в лесах Богемии - все отсылает к романтической традиции. Влияние творчества Блока в “Метели” проявляется, быть может, ярче, чем в других пьесах. Тема пути и связанного с ней будущего, скрытого за снежной завесой, пока лишь слегка соприкасается со временем Цветаевой. Однако в “Метели” заявляется крайне важное для всего цикла время действия - новогодняя ночь, когда встречаются и сменяют друг друга два года.
Символика получает развитие в пьесе “Фортуна”, посвященной одному из деятелей Великой французской революции 1789-1794 годов Арману-Луи
- Київ+380960830922