2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ.
I. 1. Формирование структуры размещения православных храмов в городе. 10
I. 2. Система приходских храмов в структуре русского города.
Г 2. 1. Понятие “приход” и его роль в жизни населения... 19
I. 2. 2. Приходские храмы в городской планировочной структуре....................................... 21
1.3. Анализ статистики современной приходской жизни и виды деятельности приходского храма.......................... 25
I. 4. Характеристика трех типов территорий исследования 33
Выводы......................................................... 36
И. ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ.......................... 37
II.1. Опенка современного состояния структуры размещения православных храмов............................................... 38
II. 1. 1. Характеристика основных видов градостроительных ситу аций расположения храмов и их классификация 38
И. 1.2. Градостроительное положение храмов на территории новых районов Москвы........................ 41
И. 1. 3. Размещение храмов в новых городах пригородной
зоны..................................................... 48
И. 1. 4. Размещение храмов в исторических городах Московской области................................. 52
II. 2. Новая типология размещения приходских храмов в современном городе.................................................. 59
II. 2. 1. Культурно-духовный комплекс района (тин 1).. .. 60
II. 2. 2. Храм в транспортном узле города (тип 2)........ 63
11. 2. 3. Внутриквартальный храм (тип 3)................. 65
II. 3. Преобразование иерархической структуры православных
храмов в современных градостроительных условиях................ 66
II. 4. Распространение трех типов приходских храмов на различных территориях исследования................................... 69
3
Выводы.................................................. 71
III. КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ЦЕРКОВНЫХ КОМПЛЕКСОВ
В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 73
III. 1. Композиционная роль культурно-духовных комплексов в
городе................................................. 75
III. 1.1. Культурно-духовные комплексы в структуре общественного центра............................... 76
III. 1.2. Культурно-духовные комплексы в природноэкологическом каркасе............................. 79
III. 1.3 Функционально-пространственная организация
культурно-духовных комплексов..................... 86
III. 1.4. Исторические аналоги культурно-духовных комплексов........................................ 89
III. 1. 5 Пути образования культурно-духовных комплексов. 92
III. 1. 6. Комплексная методика проверки сочетания новой
и сложившейся застройки........................ 99
III. 2. Композиционные особенности храмов в транспорт ных узлах 103
III. 3. Композиционное решение внутриквартальных храмов в
различных типах жилой застройки........................ 112
III. 4. Пространственная организация иерархической структу ры
церковных объектов на территориях исследования 119
Выводы.................................................. 121
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ................. 123
БИБЛИОГРАФИЯ............................................. 125
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................. 133
15
сударства, переосмыслением и выражением в градостроительной практике концепции «Москва - третий Рим». Это время знаменуется активным строительством новых храмов и реконструкцией существующих. Строительство храма Христа Спасителя в историческом центре Москвы в ближайшем соседстве с Кремлем стало началом обновления центра столицы и реализацией новой градостроительной концепции, осуществившей поворот от регулярной классицистической идеи в градостроительстве к традиционным устоям, сформировавшимся в XVII веке. В расположении и композиции храма проявились традиционные архитектурно-планировочные принципы допетровской эпохи, где исходным градоформирующим элементом служит не план, а объем или система объемов уникальных сооружений. Храм Христа Спасителя вошел в исторически-сложившуюся систему вертикалей Москвы, став одной из доминант городского центра и панорамы набережной Москвы-реки, продолжив тем самым традицию вынесения главных сооружений города (храмов, колоколен) к реке. Как считает Е.И. Кириченко, «немасштабный близлежащим зданиям храм Христа сомас-штабен городу и его крупнейшим ансамблям, например Кремлю... Размеры храма выражали его особую роль в ансамбле Москвы». *
Одновременно с возведением главного собора города шло обновление пространственной структуры городского плана и системы вертикалей. За счет строительства новых храмов, колоколен, монастырей многие ансамбли, расположенные в узловых точках города и акцентирующие систему площадей, сформированную в период классицизма, получают новые высокие колокольни, которые ставятся на красную линию, благодаря чему увеличивается зона их пространственного влияния. Храмы по-прежнему составляют систему ориентиров города.
х Кириченко Е.И. Архитентфно-фадостроительное развитие Москвы в середине XIX - начале XX вв. // Архитектурное наследство № 42. М., 1997. с. 157
16
В начале XX века с развитием многоэтажного строительства (5-6-этажных доходных домов) многие храмы перестали быть доминантами в масштабе города, но сохранили локальный характер композиционного влияния и ведущую роль в планировке (расположение в узлах городского каркаса). Структура православных храмов расширялась территориально и типологически. Шло развитие окраин города, где строились новые храмы и монастыри, а также комплексы больниц, богаделен, подворий, казарм. В городе появились новые общественные здания с домовыми храмами: гимназии, семинарии, институты, училища. Их размещение в городе дополнило структуру объектов Православной Церкви, сложившуюся к этому времени.
Как и устройство самой Церкви, расположение храмов в городе было основано на иерархическом принципе и представляло собой к началу XX века сложную разветвленную систему, являющуюся результатом исторического развития, начиная со средневекового периода и кончая капиталистическим. Иерархическая структура православных храмов в городе к началу XX века стала представлять напластование различных градостроительных структур с их взаимодействием и сочетанием планировочных принципов. Некоторые элементы этой структуры утрачены или полностью изменили свое градостроительное значение, но тем не менее ее можно рассматривать как целостную функционирующую систему. Выявлено, что структура церковных ансамблей представляла собой наиболее стабильную систему, которая при смене планировочных принципов не исчезала полностью, а органично вписывалась в новую планировочную структуру.
На основе принципа классификации ансамблей в городе XV века, предложенного А.С.Щенковым составлена иерархическая структура храмов в городе.
Иерархия составлена с учетом градостроительной роли храмов, их композиционного значения и масштаба. Рассмотрение иерархической структуры начинается сверху, т.е. от ценчра города.
- Київ+380960830922