Ви є тут

Градостроительная реконструкция учебно-жилого комплекса Санкт-Петербургского Суворовского военного училища : Социально-демографические аспекты

Автор: 
Александрин Александр Вадимович
Тип роботи: 
Социально-демографические аспекты
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
208
Артикул:
184242
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................. 3
Рисунки............................................. 13
ГЛАВА I. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
КАК ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРУ КТУТА.................... 15
1.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА !................................ 16
1.2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ..................... 24
1.3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИЛИЩА.. 32
Рисунки............................................. 42
Выводы по главе .................................... 48
ГЛАВА П. ДИНАМИКА ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРОЦЕССОВ
НА УЧЕБНО-ЖИЛОЙ ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА....................... 49
2.1. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ....................................... 50
2.2. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКА НА ПЛАНИРОВОЧНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЖИЛОЙ ТЕРРИТОРИИ ...... 57
2.3. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВСЕДНЕВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ
ЖИЛОЙ И УЧЕБНОЙ ЗОНЫ................................ 65
Рисунки............................................. 77
Выводы по главе .................................... 90
ГЛАВА Ш. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА В СТРУКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.....................................91
3.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.......................... 92
3.2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ............................................. 102
3.3. ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНО-ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА 122
Рисунки............................................ 142
Выводы по главе.....................................159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ....................... 161
ЛИТЕРАТУРА......................................... 166
ТАБЛИЦЫ............................................ 179
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................... 190
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ................................204
4
Актуальность. Государственная важность темы исследования, связанная с обустройством воспитанников Министерства обороны, тесно соприкасается с вопросами постоянного совершенствования боевой готовности, роста духовных и физических качеств военнослужащих и особенно обостряется ввиду подготовки к переходу Вооруженных сил на профессиональную основу. Современная ситуация по их реформированию затронула все сферы воинской деятельности, не стала исключением и система военного образования, в структуре которой находятся эти военно-учебные заведения. Рост числа последних подтверждает идею необходимости воспитательных учреждений такого типа на современном уровне развития обороноспособности страны.
Для целей государственной политики в деле военного строительства разрабатывался целый ряд основополагающих документов, в том числе концепция развития системы военного образования (1993 г.), где отведены место и роль учреждениям воспитанников Министерства обороны. Прежде всего, в развитие сети этих заведений заложены качественные перемены - вместе с с\тиествующей моделью подготовки молодежи к военной службе в суворовских военных и нахимовском военно-морском училищах учреждены кадетские корпуса, профессионально ориентирующие своих обучаемых на конкретный вид или род Вооруженных сил страны.
Наметились тенденции по регулированию деятельности всех военно-учебных заведений для воспитанников, что уже получило нормативно-правовую поддержку в виде соответствующего правительственного документа, однако, сложившуюся ситуацию по отношению к училищам и кадетским корпусам нельзя считать решенной. Полученный опыт в организации новых заведений не изменил имеющегося порядка довольствия, сформированного в 50-60-с г. XX века, что слабо согласуется с духовно-материальными запросами, потребностями
21
планировочным элементам застройки. Граница между этими направлениями достаточно условна и связана со специализацией современной архитектурной науки. Конкретно, архитектурно-планировочная организация военно-учебного заведения (включая и это) специально не выделена [97. 98]. Исходя из основных положений гражданской классификации, не исключающей воинские комплексы, исследование будет акцентировано на приведение в соответствие планов по развитию городских территорий и участков, занятых училищами, выработке подходов по размещению подобных объектов в ткани города. Петербург в этом отношении представляется удачным исследовательским полем.
Затруднительно обобщить опыт градостроительства военноучебных заведений воспитанников советского периода, так как опубликование этих данных не предусматривалось, а интересующих исследований не проводилось. Послевоенный период деятельности суворовских училищ дает лишь частичные представления о воспитательном воздействии заведения на подростка.
Разнообразие форм и методов сводилось к основной идее воинского воспитания - защите социалистического Отечества, носило идеологическую окраску и вначале не имело жестко регламентированного характера ввиду срочности создания училищ. Успех деятельности заведений целиком опирался на офицерско-преподавательский и воспитательный состав и основывался на воинском быте. С особой тщательностью подбирались преподаватели и воспитатели из числа фронтовых офицеров, имеющих педагогические образование и опыт, склонность к военно-педагогической работе [35].
Следствием последующего переосмысления роли училищ, повлиявшего на их жизнедеятельность, стало изменения мест дислокации: были выбраны крупные и значимые с точки зрения эффективности для учебно-воспитательного процесса города [101].
22
Практически не повлияла на деятельность училищ школьная реформа. Например, с одной стороны, увеличение продолжительности обучения на один год по оценке руководства и воспитателен положительно влияет на формирование будущего офицера, что позволяет добиться более устойчивых результатов в воспитании. С другой стороны, комплектование персонала воспитателей и преподавателей, преимущественно. молодыми общевойсковыми офицерами, не имеющими педагогического образования и гражданскими педагогами без военного образования. нельзя считать полностью оправданным.
Современная ситуация с воспитательными учреждениями Министерства обороны (социальные и экономические условия, технические возможности и др.), наметившаяся переоценка роли училищ и кадетских корпусов в системе военного образования, диктуют проведение необходимых согласований, связанных с осуществлением требований по подготовке воспитанников к военной службе и соответствующее им размещение жилой территории.
Выполняя социальный заказ, училище устанавливает следующий порядок его воплощения: прием в училище, обучение и воспитание, распределение [77].
Первая ступень заказа осуществляется с согласия кандидатов и их родителей путем зачисления по результатам конкурсного отбора по половозрастным, медицинским, образовательным правилам. Введены льготы на зачисление социально незащищенных категорий подростков (сироты, многодетные семьи, дети погибших военнослужащих и т. п.).
По мерс обучения у воспитанников формируются знания и навыки. необходимые для будущей военной службы, одновременно идет обучение воспитанников программе средней (полной) школы. Происходит организация и развитие воинского коллектива, деятельность которого базируется как на обшевоинских уставах Вооруженных сил