Содержание
Введение............................................................ 4
?
Глава 1. Состояние вопроса. Задачи исследований......................
1.1. Санитарно-гигиенический аспект актуальности проблемы транспортного шума...............................................
1.2. Особенности движения транспортного потока в зоне пересечения городских улиц с регулярным движением.................8
1.3. Формирование и распространение транспортного
шума.......................................................К)
1.4. Анализ звукоизоляции внешнего и внутреннего шума ограждающих конструкций жилых зданий..............................^
1.5. Постановка задачи исследований .............................18
Глава 2. Акустический режим регулируемых перекрестков...................20
2.1. Статистические характеристики шума одиночных автомобилей......................................................20
2.1.1. Источники шума автомобиля...........................20
2.1.2. Методика измерения шумовых характеристик автомобиля при разгоне.....................................21
2.1.3. Оценка точности результатов измерения максимального уровня звука автомобиля при разгоне........................23
2.1.4. Характеристика движения автомобилей в зоне регулируемых пересечений.................................., 26
2.2. Пропускная способность регулируемых пересечений............?ЗТ
2.3. Расчет эквивалентного уровня звука транспортного потока на *
регулируемом перекрестке....................................^
2.4. Методика измерения шума транспортного потока на
регулируемых перекрестках.............................•....39
2.5. Влияние акустического режима перекрестка на шумовые характеристики пересекающихся транспортных магистралей..
Глава 3. Акустический режим территории жилой застройки, расположенной вблизи регулируемого
перекрестка.................................................. 46
3.1. Закономерности распространения шума транспортного потока
на территории жилой застройки вблизи перекрестка..46
3.1.1. Снижение уровня звука (звукового давления) экраном -зданием....................................................48
3.2. Определение ожидаемых уровней звука в расчетных точках на
территории жилой застройки, расположенной вблизи перекрестка................................................53
3.3. Влияние приемов застройки территории, примыкающей к
перекрестку, на шумовой режим территории микрорайона 66
3.4. Влияние угла наклона покрытия на процесс дифракции и на волнового совпадения в ограждающих конструкциях
надстройки................................................
Глава 4. Формирование акустического климата в жилых зданиях с
надстройками и мансардами...................................71
4.1. Основные факторы, влияющие на акустический режим в
помещении.................................................71
4.2. 11ормирование звукоизоляции ограждающих конструкций ...
4.3. Особенности проектирования звукоизоляции наружных
о]раждающих конструкций надстройки и мансарды.............76
4.4. Звукоизоляция окон при наклонном падении звуковой волны
на ограждение.............................................79
4.5. Расчет звукоизоляции облегченных наружных ограждающих
конструкций надстройки и мансарды.......................
4.6. Звукоизоляция покрытий мансард.............................90
4.7. Определение требуемой звукоизоляции окна в условиях
наличия диффузного поля.................................
4.8. Снижение уровня звуковою давления перед окном,
расположенном в нише.....................................95,
Глава 5. Рекомендации и мероприятия по созданию комфортного акустического климата в жилой застройке при ее реконструкции.........................................................
5.1. Создание благоприятного акустического климата на территории жилой застройки, расположенной вблизи перекрестка 101
5.2. Создание комфортного акустического климата в помещениях реконструируемых жилых зданий..................................
5.2.1. Комплексный подход к проектированию ограждающих конструкций и созданию микроклимата в помещениях, отвечающего требованиям комфортности.................... 113
5.2.2. Рекомендации по проектированию и выбору конструкции окон...................................... 116
5.2.3. Рекомендации по проектированию и выбору конструкций наружных, внутренних стен и перегородок............................................. £25
5.2.4. Рекомендации и указания по проектированию и выбору конструкций междуэтажных перекрытий..................... £3£
Выводы по диссертационной работе........................ 138
Список использованной литературы........................ 143
13
В.Е. Коробков [25] осуществил экспериментальные и теоретические исследования акустической эффективности экранов-зданий и разработал практический метод их расчета.
В работе [25] рассмотрены только экраны-здания с плоским покрытием, однако для практических целей в случае использования мансард, целесообразно исследование вопроса эффективности экранирования зданиями со скатным покрытием.
В 80-е годы в Лаборатории акустики Университета Лаваля (Канада)
Ж. Мижрон и М. Асилино [881 провели измерения уровней звука с двух сторон фасада, подверженного воздействию шума транспортного движения, а также исследовали свойства окна при различных углах раскрытия.
Исследования, проведенные в натурных условиях И.А. Шишкиным,
Г.Л. Осиповым и И.Л. Карагодиной [23] и на акустических полигонах Е. П. Самойлюком [43] и др. показали, что шумовой режим примагистральных территорий и жилой застройки зависит от взаимного расположения приемов жилой застройки, ее плотности и основных источников шума - городских магистралей. Л.Г. Сафонов [45] указывает, что разрывы между домами ч значительно влияют на шумовой режим застройки и величину зоны акустического дискомфорта. Проведенные исследования С.И. Эппелем с соавторами [62] обосновали выводы и показали, что эффективность снижения шума экранирующей способностью застройки находятся в пределах 0,5-25 дБА. Экспериментально было установлено, что самой высокой экранирующей способностью обладает периметральная застройка без разрывов, в зависимости от этажности она составляет 5-25 дБА. Фронтальная с разрывами снижает шум на 1-12,5 дБА. Торцевая застройка от 2-4 дБА. В отдельных случаях при торцевой застройке было выявлено даже усиление звука до 3 дБ А.
Отечественные исследования закономерностей распространения транспортного шума в жилой застройке, проведенные в НИИСФе, МИСИ, ЦНИИП Градостроительства позволили, исходя из действующих отечественных и зарубежных норм и стандартов, разработать метод расчета уровней звука, приходящего в расчетную точку от 1-го отрезка улицы или дороги [21]. Однако данный метод не позволяет в полной мере оценить влияние шумовог о режима перекрестка на уровни звука в расчетной точке. Поэтому необходима разработка нового метода расчета уровней звука гга территории застройки, прилегающей к перекрестку, в основу которого может быть положен существующий метод.
/
14
1.4. Анализ звукоизоляции внешнего и внутреннего шума отражающих конструкций жилых зданий.
Звукоизоляция стен и перегородок
Звукоизоляционные свойства вертикальных отражающих инструкций стен и перегородок подобно перекрытиям характеризуются ізоляцией воздушного шума К. При условии наличия диффузного звукового юля в помещениях, расположенных по обе стороны ограждающей онструкции ее звукоизоляция определяется по формуле:
Д = 1,-12 + 1018— , дБ (1.3)
^2
де - уровень звукового давления в помещениях с источником;
12 - то же в помещении приемника (изолируемом помещении);
5 - площадь разделяющей помещение конструкции;
А2 - эквивалентная площадь звукопоглощения в помещении приемника.
Величина приемника звукоизоляции конструкции в значительной тепени зависит от частоты. Для описания звукоизоляционных свойств дним числом, а не частотной характеристикой используется индекс золяции воздушного шума, /?„., который определяется в результате равнения частотной характеристики конструкции с нормативной кривой. В лучае двойных конструкций:
к*=К + М„, дБ (1.4)
це ЛІї„ - улучшение изоляции воздушного шума за счет устройства
дополнительной конструкции.
Теории изоляции воздушного шума ограждающих конструкций освящены работы Л.Кремера [70], В.II. Заборова [17], М.С. Седова [46]. .Кремер разработал теорию для бесконечной платины, в основе которой эдержится явление совпадения звуковой и изгибной волны. Однако для зальных однослойных ограждений в течение прошедших 30 лет <спериментальными исследованиями установлены многие Закономерности и зукоизоляционные эффекты, которые не объясняются данной теорией.
1.С.Седов разработал теорию звукоизоляции облегченных однослойных раждающих конструкций конечных размеров.
Передача звука через акустически неоднородные ограждения зеледована теоретически Р. Жосеом, В.И. Заборовым, А. Лондоном, М.
- Київ+380960830922