2
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение 3
Раздел первый Образ жизни как объект социологической науки 10
Раздел второй Средства массовой информации в системе факторов
формирования современного образа жизни 38
Раздел третий Механизм влияния СМИ на модернизацию образа
жизни 65
Раздел четвертый Основные направления совершенствования роли
СМИ в модернизации образа жизни 93
Заключение 121
Список использованной литературы 126
3
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации (СМИ) сегодня являются одновременно и средствами массовой коммуникации. Мир переживает процесс трансфор-мации, перехода к постиндустриальному или, как все чаше его обозначают, информационному обществу. Сегодня оно пока еще складывается из социума стран Европейского сообщества, которые вовлечены в единый мировой информационный процесс. Между тем процессы информатизации переживает и российский социум.
Средства массовой информации представляют собой наиболее важный институт российского общества. Они взаимодействуют с основными соци-атьными институтами, изменяют отношения между людьми, воздействуют на условия и образ жизни. Сегодня средства массовой информации проникли в каждый дом. Появилось понятие «электронный дом», который с помощью техники втягивает человека во взаимодействие с другими. Без СМИ немыслимы отдых и быт, невозможны современные методы организации труда, производственные процессы. Развитие общества в значительной мере зависит от современных СМИ, той роли, которую они играют в обществе. Без них невозможно решение глобальных проблем.
Сегодня информационные технологии позволяют занять в информационном пространстве место равноправных партнеров и, опираясь на интеллект, мягко войти в систему цивилизованного сотрудничества. Новые технологии позволяют изменить общество и образ жизни людей в лучшую сторону. Но при этом необходимо принимать во внимание мировой опыт,
12
ления и действия. Этот поиск ведется по многим направлениям. Но все больше осознается и необходимо согласиться с президентом Академии повышения качества А. В. Гличевым, «что только качество жизни может в наибольшей степени выражать целевые устремления мирового сообщества, ибо человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию — «цивилизацию качества»3.
Теоретико-методологическая значимость категории «качества жизни» и Заключается в том, что она позволяет выйти на решение проблемы основы саморазвития человечества через социальное качество.
Остановимся еше на двух моментах изучения образа жизни, характерных для отечественных исследователей недавнего прошлого. Первый касается разделения двух основных аспектов изучения образа жизни, получивших, с легкой руки В. И. Толстых, названия диахронический и синхронический4.
Последователи первого аспекта рассматривают формирование, расцвет и смену образа жизни как результат изменения способов человеческой жизнедеятельности; для сторонников второго подхода характерна трактовка образа жизни как элемента функционирования более общей системы. Хотя качественное и полноценное исследование образа жизни возможно при условии взаимодействия и учета обоих аспектов, в отечественной литературе, посвященной образу жизни, отражался вплоть до последнего времени ортодоксальный марксистский подход, рассматривавший образ жизни как социальный феномен, возникающий и функционирующий на основе определенной общественно-экономической формации. Поэтому образ жизни — социальный феномен, являющийся механическим придатком формационных процессов; он не имеет собственной истории , отличной от формационной; все его
' Гличев А. В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях и за-лачи АПК /.'Стандарты и качеегго — 1996, — № 12.
4 См. Толстых В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. — М., 1975.
13
структурные компоненты напрямую детерминируются формационными закономерностями.
Второй момент подмечен болгарским ученым 3. Стояновым и заключается в разделении многочисленных определений образа жизни в марксистской литературе на два основных типа, условно названных им синтетическим и описательным. К первому тину относятся определения образа жизни как типичной для данного общества и класса жизнедеятельности людей; ко второму типу он относит определения, в которых просто перечисляются основные сферы жизнедеятельности5. Примером первою типа можно считать определение образа жизни А. П. Бутенко, который характеризует его как определяемый способом производства, уровнем жизни, совокупностью сстест-венно-геотрафических, общественно-исторических условий и ценностных установок способ или характер всей жизнедеятельности личности, социальной группы или всего общества6. Второй тип определений образа жизни наиболее ярко был представлен Л. А. Гордоном и Э. В. Клоповым, которые в книге «Человек после работы. Социальные проблемы быта и внебрачного времени» (М., 1972) проводили комбинации множества видов деятельности людей, преимущественно в сфере быта, с ограниченными характеристиками содержания самой деятельности.
По мере накопления теоретического материала по проблемам образа жизни все четче осознавался исследователями недостаток характерного для марксизма объективистского подхода к нему, логично вытекающий из формационного подхода. В рамках самого советского общсствознаиия стали возникать и крепнуть тенденции, выходящие за пределы такого подхода. Основы этой тенденции были заложены группой московских исследований, предложивших, с целью более четкого определения образа жизни, отграничить
3 С.- Стоянов 3. Сущность и характер«** черти ю социалистически начни на живот. — Ново время. София. 1975. т.. 51. кн. 10. С. 22
* См.: Бутенко А. П. Социалистический образ жизни проблемы и суждения. — М.. 1978.
- Київ+380960830922