Ви є тут

Становление среднего класса в России в условиях трансформации социально-экономических отношений

Автор: 
Сорокина Юлия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270364
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.....................................................1
Глава 1. Методологические аспекты изучения среднего класса.......................................................10
1.1. Средний класс в зарубежной социологии..................10
1.2. Средний класс как предмет изучения отечественной
социологии..............................................42
1.3. Социальная роль и функции среднего класса..............64
Глава 2. Средний класс в России: критерии выделения и основные характеристики российского среднего класса 71
2.1. Социально-экономические критерии выделения среднего
класса...........................................................71
2.2. Основные социально-экономические характеристики
российского среднего класса......................................87
2.3. Социальные функции среднего класса в России.......113
Глава 3. Экономическое поведение и жизиенные стратегии
российского среднего класса..............................120
3.1. Основные характеристики социально-экономической стратегии поведения российского среднего класса.....120
3.2. Средний класс и малое предпринимательство в России....137
3.3. Условия формирования среднего класса в России.......152
Заключение............................................. 163
Бибнлмографня ..........................................169
Приложения...............................................174
Введение
Актуальность темы. Интерес к теме среднего класса в отечественной социологии начат проявляться с конца 80-х - начала 90-х годов XX столетия почти одновременно со сменой политического и социально-экономического уклада российского общества, отказом от административно-командной системы государственного регулирования и освоением рыночных форм хозяйствования. До этого времени в силу особенностей историческог о развития России средний класс не становился предметом научных дискуссий по причине недостаточной сформированное! и, а го и отсутствия самого предмета изучения. Средний класс либо только начинал формироваться (в начале столетия; и это -общемировая тенденция), либо лишался права на формальное существование (учитывая специфические особенности советской идеологии).
Западная социология, изучающая преимущественно рыночные общества, обсуждает тему среднего класса уже с первой трети XX века. Именно западные социологи 1И базе проводимых эмпирических исследований закрепили в социологии твердое мнение о том, что средний класс в рыночных обществах со свободно действующими гражданами являегся одним из самых значимых элементов социальной структуры, обеспечивающим устойчивость и прогрессивную поступательность развигия данного общества. Во многом благодаря такой установке с началом процессов трансформации нашей общественной системы, приведшей к возншеновению ситуации резкой дифференциации доходов, появлению богатых, не ограниченных в средствах, и бедных, живущих ниже прожиточного минимума, российские социологи начали поиски этого элемента устойчивости и развития, значимость которого возросла в условиях кризисного времени.
1
этом смысле лучшим для государства станет положение, при котором «его граждане обладали бы собственностью средней, но достаточной», т.е. положение, исключающее противостояние двух крайностей - рабов и господ, «где одни исполнены зависти, другие - презрения». С этической точки зрения средний человек в глазах Аристотеля преисполнен большим моральным обликом и добродетелями, чем богач или бедняк, и в своих действиях руководствуется больше доводами разума нежели завистью или презрением.
2. Во-вторых, резкое неравенство собственности опасно для равновесия государства В ситуации, когда одни обладают многим, а другие практически ничем, обе стороны, тем нс менее, продолжают стремиться к властвованию (первые - т.к. преисполнены гордости и презрения к низшим, вторые - т.к. полны зависти и хотят занять место первых). При этом любой исход этой борьбы приведет к самым нежелательным формам политического правления, при которых отстаиваются либо интересы только богатых (олигархия), либо интересы только бедных (демократия). И та, и другая форма, скорее всего, закончится тиранией. Там же, где обе крайности уравновешиваются средним слоем, можно наблюдать наиболее разумное и благополучное государство, граждане которого наименее подвержены конфликтам.
Таким образом, рассуждения Аристотеля резюмируются в окончательном выводе: «наилучшее государственное общение - то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние прсдставлеггы в большем количестве, где ОГГИ - в лучшем случае - сильнее обеих крайностей или, по крайней мере, каждой из них в отдельности. Соединившись с той или друг ой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников»10.
нАрмстот*п Политика. .Афинская оолнтия. М.: Мысль, 1997. С. 149.
15
По большому счету можно сказать, что понимание ключевых особенностей и социальной роли среднего класса, как они представлены в современной социологии, было сформулировано еще Аристотелем: средний класс, отличающийся рациональным поведением, основанным на поддержании собственного благополучия, выступает гарантом социального равновесия общественной системы.
В этой связи интересно рассмотреть место среднего класса в социологической теории классика конфликтного подхода к изучению общественных систем - Карла Маркса, в понимании когорого закон развития любого общества состоит в борьбе противоположных экономических интересов.
Карл Маркс
Классовая теория является ключевой темой социологических работ Карла Маркса. Воздействие марксистской мысли на историю развития социологии столь велико и разнообразно, что мы не можем обойти вниманием это направление при рассмотрении темы среднего класса, хотя в такой постановке вопроса тема среднего класса практически не встречается в работах Маркса.
В широком смысле классы, в понимании Маркса, это любые социальные группы, которые находятся по отношению друг к друг>г в неравном положении. Отметим, что, начиная в третьем томе «Капитала» главу «Классы», которая осталась незаконченной, Маркс указал па то, чго необоснованно и неоправданно производить деление на классы сообразно равенству доходов. Поскольку для Маркса человек понимается, прежде всего, через экономические отношения, в которые он вступает, а именно как человек производящий, го общественные классы соответственно
16